Воспевает родной народ
Еще одно интереснее, впечатляющее событие записала Тавринская средняя школа в свою летопись. На областном семинаре преподавателей было мероприятие: встреча с писателем С. В. Николаевым — бывшим выпускником Большетавринской семилетней школы.
Учащиеся во главе с завучем по внеклассной работе 3. М. Андреевой организовали выставку сборников произведений поэта и фоторепортаж о нем, об истории школы.
С большим вниманием слушали дорогого гостя о его школьных годах в Тавре, о годах учебы в Краснокамске, Йошкар-Оле и о его творчестве.
На многочисленные вопросы учащихся Семен Васильевич дал интересные, пересыпанные шутками, юмором, ответы. Дал рецензию на рукописный журнал учащихся.
О школьных годах С. В. Николаева вспоминал бывший его классный руководитель Петр Михайлович Мишин — ныне учитель трудового обучения в Тавринской школе.
Чтение стихов самим автором произвело на всех неизгладимое впечатление, восторженно рукоплескали слушатели замечательным стихам, полным любви к родному языку, матери, родным просторам и рабочему Уралу.
Были исполнены музыкальные фрагменты из марийской оперы «Элнет», записанные на грампластинку, либретто к которой написано С. Николаевым, прозвучали песни, стихи, написанные им в разное время.
В исполнении художественной самодеятельности старшеклассников прозвучала впервые песня о Тавре, родившаяся буквально перед встречей, авторами которой являются выпускники Тавринской школы С. В. Николаев и композитор-самоучка Виктор Газетов.
Официальная часть встречи закончилась обменом сюрпризами. С. Николаев оставил на память школе несколько журналов с автографами членов редколлегии журнала «Ончыко» и свои сборники стихов.
Родился Семен Николаевич в деревне Сарсы-Первые (Сарсадэ) в 1936 году в семье колхозника. После окончания Сарсинской начальной школы Семену пришлось вместо отца конюшить: отцу надо было быть с больной сестрой в больнице. Поэтому год прошел без учебы. Затем успешная учеба в Тавринской семилетней школе.
Подробнее: Воспевает родной народАлексей Сергеевич Погорелов
Настоящая фамилия — Сигов. Родился 10 февраля 1860 года в Перми. Отец его был крепостным Всеволожских, владевших заводами на Каме, служил конторщиком, позднее правителем дел. С десяти лет Л. Погорелов жил в Красноуфимске, учился в реальном училище. Завершив среднее образование в Перми, будущий писатель стал студентом института гражданских инженеров в Петербурге. Участвовал в революционном движении, был арестован, сидел в тюрьме, затем выслан на родину. Двадцать лет он проработал в Пермском земстве. Начал печататься в 1895 году в журнале «Русская мысль», с 1899 года — в «Русском богатстве». С 1905 года А. Погорелов жил в Петербурге, но от творчества отошел. Скончался 19 января 1920 года в Ставрополе.
Повесть «Аликаев камень» впервые напечатана в «Русском богатстве», 1905, № 1,2. Печатается по тексту отдельного издания: А. Погорелов. Аликаев камень,— Изд-во Вятского товарищества.— СПб, 1906, в которое были внесены некоторые редакционные изменения.
С. 164 Маркиз Поза — герой драмы Шиллера «Дон Карлос» — на словах народолюбец, распространяющийся о благе народа, но не действующий во имя его интересов.
С. 169 Спиридон Карпович Золин — под этим именем Погорелов вывел историческое лицо — Григория Федотовича Зотова, управляющего Кыштымскими заводами, известного безмерной жестокостью. Царский флигель-адъютант граф Строганов писал: «Зотов по всему хребту Уральскому известен бесчеловечным обращением его с заводскими людьми». Дело о преступлениях Зотова тянулось долго. В конце концов он был сослан в Кексгольмскую крепость.
Погорелов, А. Аликаев камень / Алексей Погорелов // За горами : повести, рассказы, очерки писателей Старого Урала. – Свердловск, 1990. – с. 150-207.
Боголюбов Константин Васильевич
БОГОЛЮБОВ, Константин Васильевич [р. 11 (23). VIII. 1897, с. Александровское Пермской губ.] — рус. сов. литературовед и писатель. Выступил в 20-е гг. в уральской печати с лит.-критич. статьями. Занимался также собиранием и публикацией революц. песен (опубл. в сб-ках «Песни борьбы», 1934, «Песни уральского революционного подполья», совм. с М. С. Кашеваровым, 1935). Работы Б. связаны преим. с изучением лит. наследия писателей Урала, в особенности Д. Н. Мамина-Сибиряка. В 1934 он подготовил первое сов. изд. его сочинений в 5 тт., опубл. кн. «Вопросы творческой истории романа „Три конца"» (1950). Б. впервые подготовил к печати избр. соч. П. И. Заякина-Уральского (1935) и И. Ф. Колотовкина (1936), участвовал в подготовке соч. Ф. М. Решетникова (1933), собр. соч. А. П. Бондина (т. 1—3, 1948) и кн. «П. П. Бажов в воспоминаниях» (1953). Худож. произв. Б. посвящены гл. обр. прошлому Урала; он — автор биографич. повести о Мамине-Сибиряке («Певец Урала», 1939) и историч. кн. об уральских мастерах, о жизни и борьбе горнорабочих (трилогия «Зарницы», 1954) и др.
Соч.: Певец Урала, 2 изд., [Челябинск], 1952; Зарницы, , 2 изд., Свердловск, 1957; Атаман Золотой, Свердловск, 1955; Грозный год, Свердловск, 1958.
Лит.: К у с к о в В., Писатель, критик, педагог (к 60-летию со дня рождения К. В. Боголюбова), «Урал», 1957, № 2.
//Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. - М., 1962. - С. 657.
Поэт «Правды»
В Красноуфимской городской библиотеке историческая повесть Владимира Юрезанского «Исчезнувшее село» на полках не залеживается. Об этом можно судить по состоянию книги, которая побывала во многих руках. Автор со всей силой своего таланта рассказывает о горькой судьбе жителей украинского села, которые в угоду дикого помещичьего произвола вынуждены были оставить на сожжение родные хаты.
Владимир Юрезанский написал не только повесть «Исчезнувшее село». В его библиографии вы встретите книги «Ржи цветут», «Зарево над полями», «Зной», сборники рассказов «Могила в огнях», «Митька-химик» и другие произведения.
Богата литература и о нем самом, о его сочинениях. Рецензии на книги В. Юрезанского публиковались в двадцатых и в начале тридцатых годов в журналах «Красная новь», «Звезда», «Книгоноша», «Печать и революция».
Его имя можно встретить в первом издании Большой Советской Энциклопедии.
Писатель Владимир Юрезанский в какой-то мере дорог и нам, красноуфимцам. Он жил в нашем городе, учился в общеобразовательных классах промышленного училища. Здесь он начинал свой литературный путь, здесь познал полицейскую камеру.
Владимир Юрезанский — литературный псевдоним Владимира Тимофеевича Носа.
Владимир Нос приехал в Красноуфимск из деревни Пичугино, Златоустского уезда, Уфимской губернии, чтобы поступить в общеобразовательные классы промышленного училища. В автобиографии, которая опубликована в челябинской газете Уральская новь» в ноябре 1965 года, Владимир Тимофеевич об этом периоде своей жизни рассказывает так:
Подробнее: Поэт «Правды»Новая серия «Современника»
выдержки из статьи
Пока их немного, этих книжек небольшого формата в разноцветных глянцевитых переплетах. Но на очереди следующие, что прибавят к уже знакомым новые имена поэтов и прозаиков России, расширив тем самым наши представления о современном литературном процессе. Начало, во всяком случае, положено...
Речь идет о книгах, выходящих с прошлого года в издательстве «Современник» в новой серии «Первая книга в столице». Цель ее — издание произведений писателей, живущих в областях, краях, автономных республиках и национальных округах Российской Федерации, уже завоевавших у себя определенную известность, но еще не издававшихся в Москве.
Цель и смысл этой серии, безусловно, благородны. Интересно посмотреть, какие же произведения издательство посчитало достойным внимания широкого круга читателей.
Беру в руки повесть уральца П. Куляшова «Солдатки». На обороте обложки портрет автора: немолодое лицо, глаза человека, немало видевшего и пережившего. «Павел Куляшов, в прошлом рабочий-арматурщик, живет и работает в Пермской области. Он автор двух книг...»
Так сказано в издательской аннотации. «Солдатки» говорят о П. Куляшове как о писателе вполне определившемся, сильном в изображении деревенского быта. Причем быта отнюдь не замкнутого в себе, но освещенного авторской мыслью о высоких нравственныхкачествах народного характера.
Произведение его повествует о деревне в годы войны, о женщинах, державших на своих плечах тыл. Темане стареющая, вызвавшая к жизни немало известных и не очень известных книг — от «Марьи» Медынского до недавней повести «Глафира» сибирской писательницы Л. Асеевой. Героиню П. Куляшова зовут Феня, Федосья... И снова перед нами история одной женской судьбы, судьбы очень нелегкой.
Подробнее: Новая серия «Современника»