Корректор - творческим человек

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Был в моей жизни эпизод. Перед поступлением в университет в 1979 году я решила поработать корректором в местной газете, благо, что место вакантное было, и редактор Владимир Григорьевич Потырин предложил - попробуй!

Но, первая загвоздка была в том, что жила я в Ключиках, если утром успевала с автобусом на работу, то возвращаться приходилось домой на попутках.

И вот я в редакции. В маленьком кабинете, где напротив меня за письменным столом еще один корректор. Дверь приоткрывается, нам несут прочитанные полосы секретарь редактора, корреспонденты, на которых я не успеваю взглянуть, уткнувшись в полосы. И мы целый день, можно сказать, не поднимая головы, вычитывали полосы газеты. Я читала, а корректор на правах опытной, - правила, хотя было и мне дозволено найти на полосе ошибки. Зрение у меня уже тогда было на «минус», к вечеру глаза слипались. Ночью мне снились полосы, буквы, несуразные слова, которые разбегались в разные стороны.

Второй день оказался для меня непосильной, нощей, да еще домой вернулась, затем­но, простояв, на, Березовой горе в ожидании попутки. Нет, решила я тогда, восем­надцатилетняя, этот каторж­ный труд, выискивания чу­жих ошибок - не по мне.

Нет, решила я тогда, восемнадцатилетняя, этот каторжный труд, выискивания чужих ошибок - не по мне.

Вот так, без записи в трудовой книжки я проработала корректором пять дней!

Зато в университете курс- редактирование, стилистика русского языка был у меня один из любимых. Преподавала нам Лидия Михайловна Майданова, талантливый человек, педагог, профессионал.

Волею судьбы в 1982 году я снова оказалась в редакции газеты «Вперед», на этот раз меня приняли в штат корреспондентом. Корректорами работали Людмила Пономарева и Любовь Майорникова. Они мне казались такими важными матронами!

Все у них всегда разложено по полочкам, под рукой лежали энциклопедии, толковые словари, словарь Ожегова.

И не дай Бог, кто-то зайдет к ним в кабинет во время читки полос. Сколько они ошибок исправили, которые подчас меняли суть предложения, лишали премии и корреспондента и корректора.

Я представляла, что это за труд корректора, кропотливый, ответственный. Но тогда в редакциях по структуре было деление: творческие сотрудники и технические, должность корректора относилась к технической. И корректоры постоянно отстаивали свое право быть наравне с творческими.

Да, они были что ни на есть самые настоящие творческие. Людмила Пономарева после окончания пединститута перешла работать корреспондентом, была председателем профкома редакции. Настойчивая, дисциплинированная. Ее быстро заметили и пригласили в Управление сельского хозяйства юристом. В биографии корреспондента Людмилы Стародумовой тоже есть пункт - корректор газеты.

Корректоры часто меняются. Работали на этой должности В. Лыскова, Н. Горкунова, Г. Бакулева. В 2000-е приходили и девочки выпускницы, отличницы по русскому языку. Читали полосы и возвращали их редактору чистыми, не видя ни одной ошибки, а после редактора полоса пестрела правками. Трудно найти сейчас грамотного корректора.

Хотя, скажу точно, в каждом из нас, кто закончил Советскую школу, он спит. Вот вы видите ошибки в рекламных плакатах, и вам хочется подойти и ручкой-корректором исправить? Да? А я о чем?

Дольше всех корректором в редакции проработала Любовь Майорникова, сразу после 10 класса девчушкой с большими синими глазами пришла она в редакцию. Вышла замуж, воспитывала двух дочерей. В минутные перерывы, когда не было полос, Люба читала книги. И детективы, и классику. Она всегда оставалась библиоманом. Ее интересовала культура, политика, кулинарные рецепты.

Что ни спросишь у нее - находила ответ, простой и понятный. Подчас спорили про написание слов или пунктуации, если кто-то был прав, улыбалась: буду знать.

Когда начались политические события, съезды народных депутатов СССР при Горбачеве, корректорская стала маленькой политической ареной. Корректоры приносили приемник, чтобы не пропустить ни единого слова, а Людмила Стародумова, она тогда как раз работала корректором, даже конспектировала самые яркие выступления.

Помню, корректоры часто выписывали смешные ошибки, или как называли их «очепятки»:

«За сравками обращаться по телефону...»

«админисрация».

«Глаза их встретились, чтобы не расставаться до конца своих дней»

«Заведующая детским салом»

Вместе с корректорами над «очепятками» хохотали и мы.

Если у кого случался день рождения, юбилей, Люба тут же экспромтом писала стишки:

«Пожелать хочу так много, что всего не перечесть.
Счастья самого большого,
Что на свете есть.
Пусть тебя не покидает
Радость никогда,
Пусть любовь сопровождает
Все твои года!»

Перебирая архив газеты в журнале протоколов решений профсоюзных собраний, который вела она, как секретарь, я нашла несколько пожелтевших листочков со стихами, написанных ее рукой. Она писала стихи,

«В распахнутом настежь пальтишке
Бежал ты за мною вприпрыжку,
Когда я по улице шла.
И солнце в глазах плескалось,
И щедро всем улыбалось,
И я это счастье несла.
Смеялись, взлетая качели,
Звенели, сверкая капели –
Все пело во мне соловьем.
Милый, смешной мальчишка,
Вдогонку за мной вприпрыжку
Детство бежало мое».

Она очень-очень любила своего мужа. И эта любовь сломала ее, когда он ушел из семьи к другой.

«Вбила б в землю по самые плечи
Я свое проклятое тело,
Если б знала чему навстречу,
Обгоняя солнце, летела»,-

читала она Ахматову по ночам и переписывала ее строки в тетрадь.

Люба Майорникова была очень милосердной и доброй. От нее не слышно было грубого слова, крика. Она все решала спокойно, прямо глядя на тебя. И когда муж вернулся, больной с разбитым сердцем, Любовь приняла его, ухаживала за ним. Но сама не выдержала:

«Молюсь оконному лучу-
Он долог, тонок, прям-
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам».

Любовь Майорникова ушла от нас в мир иной в прошлом году. Но память о ней живет.

Очень жаль, что стихи, что она писала, потерялись.

Сейчас в редакции работает ее младшая дочь - Юлия Петухова. Она встречает всех наших подписчиков, выдает газету, ведет подписную кампанию. Когда ее нет, то посетители беспокоятся: «А где наша девушка?».

Юля умеет выслушать каждого, хотя и загружена подчас работой. От нее исходит энергия - помочь, разобраться, восстановить справедливость.

Успевает она и вещи, продукты принимать по акции «Посылка солдату. Мы - вместе».

И рекламодатели знают ее в лицо. Когда звонят иногородние, не торопится тут же отключиться, расскажет им, где можно с товаром остановиться, провести ярмарку.

С рекламой приходится повозиться, тут не только ее принять, еще сверстать надо, модули расставить на полосе, на согласование выслать, документы оформить. В газете работать - это и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Ее тетя Галина Бакулева, сестра Любови Майорниковой, работает секретарем в общественной организации ветеранов МО Красноуфимский округ. Человек активный и ответственный, тоже тянущийся к перу, кстати, какое-то время работала немного корректором в газете «Вперед». Вот такая, хоть и небольшая, у нас династия.

Я вот о чем подумала. Есть в Екатеринбурге памятник клавиатуре, есть где-то авторучке, карандашу, а вот профессию корректора как-то обошли в прославлении. Хотя без них столько бы казусов было в газете, в головах людей. А сколько ошибок на просторах интернета! Нам корректоры нужны - пусть их лучше учат!

Наталья АЛЕШИНА.

// Вперед. — Красноуфимск, 2023. — 16 марта. — C. 15

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ