Людская молва о Голубцовых

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Хранит людская память были-небыли о местных помещиках дворянах Голубцовых. Подборку об уже услышанном привожу с надеждой, что еще многие поделятся своими воспоминаниями и напишут письмо на адрес редакции "ГОРОДКА".

Начинаю со сказания о том, что пришедшие к власти коммунары содрали синюю, зеленую... материю, которой были обиты комнаты господской усадьбы, и сшили из нее себе "шаровары". Поведал мне об этом Николай Никитин, живший в Александровском. Еще он пересказал молву о том, что один из Голубцовых в тридцатые годы, ушедшего уже двадцатого века, побывал в Александровском. Он выбрал для своего приезда в него такое время, когда все местное начальство было вызвано в Красноуфимск. Жителей же позднее допрашивали: “У кого же останавливался Голубцов?.."

А предание гласит, что Голубцов в тот раз сумел взять “кое-какое золотишко", припрятанное им в гражданскую войну.

На снимке Евдокия Кулябина вместе с госпожой Ольгой Васильевной - женой Владимира Владимировича Голубцова (среднего). На руках у няни Анастасия Владимировна Голубцова, родившаяся в 1912 году, а рядом стоит Владимир - на два года старше своей сестры (фотокопия автора подборки).
На снимке Евдокия Кулябина вместе с госпожой Ольгой Васильевной - женой Владимира Владимировича Голубцова (среднего). На руках у няни Анастасия Владимировна Голубцова, родившаяся в 1912 году, а рядом стоит Владимир - на два года старше своей сестры (фотокопия автора подборки).

Александр Федорович Майданов, корни которого из Подгорной - Подтитешной, рассказывал, что Голубцов приезжал и позднее - где-то в 60-70 годы. Знавшие об этом посмеивались, что он прибыл посмотреть на свое имение, узнать о сохранности фамильного клада. От своих родителей Майданов слышал, что предки их были переселены сюда Голубцовыми с Поволжья.

Александр Федорович Салаев поделился легендой, что прадеды их были проиграны в карты госпожой Морозовой помещику Голубцову, и с Подмосковья полтора года добирались они на телегах до Александровского с Подтитешной. От старичков он слышал, что в Александровском пруду в специальных клетках по указу господ выращивался линь.

А вот рассказ Елизаветы Филимоновны Кожакиной. Ее прабабушка Серафима была выдана замуж в Подтитешную за крепостного Иона Бакунина, отец которого был помещиком то ли в карты выигран, то ли за пса выменян Поведала она и о том, что брат владельца Александровского помещичьего имения “командовал лесом, но умом был слабоват”, а “жена господина лечила людей”. О прадеде Ионе она говорила как о знатном бочаре, что и в его бочках Голубцовы отправляли спирт в различные места со своего винного завода. Еще Елизавета Филимоновна добавила:

-Из дикой вишни, собранной на Титечных горах, бары изготовляли вишневку и употребляли во время балов.

Вишневым вареньем из ягод с сих гор угостила меня Татьяна Павлова. С ней познакомился, благодаря Голубцовской теме, в терапевтическом отделении Ачитской районной больницы. Медсестра Павлова ездила сюда на работу из Александровского, а корни ее в Подгорной. Она считает себя гамаюнкой и рассказала, что коренных же александровцев и ныне называют заводскими. Упомянула она и о том, что на месте Голубцовского стекольного завода можно еще найти оплавленные стеклышки.

В больничной палате беседовал и с Василием Андреевичем Торгашовым, который родом из Шиловки. Селение это ранее так же принадлежало Голубцовым. Его мама Василиса Яковлевна Майданова отзывалась о господах как о вежливых, обходительных людях. Она вспоминала, что, проезжая по селению, барыня детям монеты кидала. Василий Андреевич рассказывал и чертил для меня схему: где плотина на речке Ачитке, возведенная еще при Голубцовых, “из лиственниц, проложенных кошмой, пропитанной смолой, господские пилорама и пасека". Он поведал, что помещики следили за лесом, советовали жителям до Иванова дня не собирать раннюю землянику и запрещали на прудах рыбачить в икромет.

Беседу с Торгашовым поддержал Анатолий Григорьевич Швалев, живущий ныне в Судницыно. Он сказал, что старожилы сего селения называют один из логов вблизи их селения Голубцовским, что около него раньше простирались поля помещика.

В семье у александровцев Родионовых мне показали старинные фотографии, на которых их предки. Мария Яковлевна мне поясняла, что на одной из них в центре, с бородой, ее дед Алексей Александрович Кулябин. Он прибыл сюда из- за нехватки земли с Вятки и устроился у Голубцовых садовником. С ним же работал и его сын Яков-отец собеседницы, и ее мать Аграфена Васильевна трудилась у господ прачкой. На фото и Евдокия Алексеевна Кулябина, что была у Голубцовых горничной и няней. Еще Мария Яковлевна рассказала и предание о своем дяде Михаиле Алексеевиче Кулябине. Он служил у Голубцовых лакеем и перед отступлением укрыл от красных в местном пруду богатую господскую коллекцию оружия, а сам сгинул на дорогах гражданской войны.

Пелагея Михайловна Новоселова вспомнила рассказ-байку своего деда Федора Гавриловича Роднаева, работавшего у Голубцовых. Он говаривал, что как-то во время еды сын барина вымазался, и мать урезонила его:

-Что как поросенок-то...

Он же, подумав, ответил ей:

-Хорошо, я - поросенок. А кто же у меня тогда мать-то?..

Приведу и выдержку из воспоминаний Анны Иосифовны Леушкановой (Тетериной), родившейся в Александровском в 1908 году. С ней встречалась екатеринбургская исследовательница рода Голубцовых М.Б. Летфулова. Старушка ей поведала, что дед ее Иван Васильевич Тетерин работал у Голубцовых мельником. Однажды он повздорил из-за чего- то с господским управляющим, который ему за это “выдал триста розог”. Но Анна Иосифовна через много лет уточнила, что помещик в этом был не виноват, хотя Иван Тетерин после такого наказания уже не поднялся.

Таковой вышла подборка людских воспоминаний о местных дворянах - помещиках Голубцовых, чье владение располагалось вблизи Титечных гор.

Ее подготовил Александр Трофимов, член Общества уральских краеведов, р.п. Ачит.

 // Городок. – 2001. – 27 апр. (№ 17). – С. 2, ; 11 мая (№ 19). – С. 2

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ