Школа моя и народная

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

Истоки возникновения Ювинской средней школы обозначиваются еще с одноименного миссионерского хутора, располагавшегося ранее за деревней Савиново в сторону тракта Красноуфимск-Арти. В самой Юве еще до начала нашего века существовала школа начального образования, здание которой стояло посреди села до прошлого 1989 года (недавно его снесли).

Из рассказа отца помню, что он там обучался в 1909-1911 годах.

В миссионерском хуторе после революции учились дети крестьян-марийцев на родном языке. Сюда принимали ребятишек из прилегающих деревень Артинского, Манчажского, Ачитского районов. Там же при школе имелось подсобное хозяйство от Красноуфимского марпедтехникума. Таким образом, подрастающему поколению с детства прививались навыки крестьянского ремесла, а полученная продукция являлась существенным подспорьем в Обеспечении питании учащихся.

Как вспоминает Анатолий Андреевич Андреев, в действительности это была начальная образовательная школа. Директором школы крестьянской молодежи в миссионерском хуторе был Никита Михайлович Комисаров, уроженец д. Верхний Бугалыш. Эта школа просуществовала до 1930 года, затем основной контингент учащихся перевели в Сарсы-Вторые. До этого в Сарсах была школа колхозной молодежи татарского направления на базе татарско-башнирского детдома. Теперь она стала марийской с обучением до семи классов, разместилась в бывшем женском монастыре. Возглавлял школу директор Василий Агафонович Рыбников, уроженец д. Большие Карзи, крещеный мариец (в Приуралье в основном проживают марийцы-язычники).

Часть преподавателей и старшеклассников из миссионерского хутора перевелась в опорную школу Уралмарийского педагогического техникума в г. Красноуфимск. Здесь учащиеся проходили предварительную подготовку для поступления в техникум.

В это же время в Красноуфимске стала издаваться газета «Социализм корно» («Путь социализма») для марийцев Приуралья.

Так небольшой городок над Уфой превратился в столицу духовной культуры и образовательного центра уральских марийцев. Этот период действительно можно назвать возрождением восточных мари. Этот маленький и забитый народ начал приобщаться к великой русской культуре, получать среднее и высшее образование.

Но школа колхозной молодежи в Сарсах просуществовала только до 1932 года и была переведена в Юву. Причиной тому, на мой взгляд, был волюнтаризм псевдореволюционеров, стремящихся разрушить все старое. Так прекрасный ансамбль женского монастыря - бывший оплот и символ «опиума народа», поражавший своим великолепием и мощью всю округу, был разрушен до основания сразу же после ухода учащихся. Как не назвать все это варварством и вандализмом!

Директором Ювинской школы был назначен тот же В. А. Рыбников. А с 1933 года с небольшим перерывом до самой войны директорствовал Николай Александрович Акиев.

Школа колхозной молодежи размещалась в старой дореволюционной начальной школе, посреди села, и еще в трех домах раскулаченных крестьян. В этом же году заложили новую школу. Для ее строительства лес рубили неподалеку от Ювы. Это был отборный сосновый бор - марийская святыня, где очи молились своему богу- Юмо.

Строительство школы шло под непосредственным руководством неутомимого директора Н. А. Акиева. Он носился по колхозам в поисках транспорта, лесорубов, плотников. Бригадиром был Юман Янгубаев. Тес пилили вручную Михаил Теплых со Шпеневым на пару и Яныш Хамзин с Ильей Шараповым, плотничали Куликай Кулямин, Михаил Сташкин, Семик Семенов, Михаил Утаев. Было много строителей

из других деревень, особенно из Натальинска. За два года, к 1935-36 учебному году, школа была построена. В то время я пошел в четвертый класс. Тогда же мы пережили трагическую смерть - убили нашу соученицу-пионерку Олю Яналину. Она стала жертвой морального и нравственного падения учителя И. В. Азинбаева.

Теперь уже в Ювинской школе колхозной молодежи обучались крестьянские дети не только из прилегающих деревень, но и из соседней Пермской области.

С вводом новой школы появились параллельные русские классы. Русский язык вела жена директора Клавдия Федоровна Буракова, марийский язык - Николай Николаевич Сташкин и Михаил Михайлович Микочин.

На базе Ювинской школы проходили практику будущие учителя из Красноуфимского марпедтехникума. Студенты на практику прибывали в году два раза. Их приезд для ювинцев, особенно молодежи, был настоящим праздником. Питомцы техникума вели большую просветительную работу среди селян: организовывали лекции, ставили концерты и спектакли, обучали местную молодежь танцам, пляскам. Надо было видеть, как плясали лезгинку и цыганочку с выходом наш директор Акиев и местный плясун Иван Евлашкин. Это было настоящим общением забитых крестьян с передовой марийской интеллигенцией, духовным обогащением и пробуждением марийцев от многовековой спячки. Так марийцы одухотворяли свою жизнь, постигали знания.

Организатором и душой всей этой самодеятельности был Иван Барсаевич Яникиев из Нижнего Бардыма. Его красивая кудрявая голова всегда мелькала на концертных представлениях и в спектакле «Акпатр». Он мог увлечь любого закоренелого консерватора. В свою концертную группу привлек даже пожилых жителей села: волынщика Ивана Петрунина, Апуся Комисарова с барабаном, Анай Сенькину, Ивашку Капитонова, Зантииа Тастинова и многих других.

Скрипачи-студенты под руководством учителя музыки Василия Ильича Марина исполняли марийские мелодии композиторов Палантая (Ключникова), Якова Эшпая и других. А шумовой оркестр из волынки, барабана, бубенцов, гармошки и разных немыслимых «инструментов» извлекал знакомые и родные напевы, жгучие марийские пляски. Народ был в восторге. Концертные группы выезжали в ближайшие деревни, чаще к Усть-Маш и Бугалыш.

Логическим продолжением обучения детей стало открытие в 1939 году восьмого класса на марийском языке. С избранием И. И. Акиева председателем колхоза  «Интернационал» директором школы назначили Ивана Евдокимовича Евдокимова, вернувшегося с фронта раненым.

Из-за войны десятый класс так и не открылся. Марпедтехникум был переведен в Марийскую АССР.

К нашей радости, еще некоторые учителя-ветераны, питомцы Уралмарийского педагогического техникума продолжают здравствовать и поныне. Так, в Юве живут Анатолий Андреевич Андреев, Дарья Ильинична Сергеева, Татьяна Степановна Юмакова, Мария Николаевна Юмакова, в Марийских Ключиках - Мария Ильинична Шурманова, в Ревде - Анна Васильевна Ванюшкина, Николай Александрович Акиев, в Красноуфимске - Екатерина Ильинична Дмитриева-Ильина (она ветеран Великой Отечественной войны).

Поскольку в Юве раньше готовили учителей для марийских школ, то и сейчас это село может стать таким центром. Почему бы здесь не открыть техникум или училище для марийцев Приуралья? Ведь Ювинская школа органически вплелась в культурно-просветительный механизм марийцев Приуралья. Пусть подумают об этом соответствующие учреждения и организации, горком КПСС, народные депутаты районного и областного Советов.

И. ХАМЗИН, ветеран Великой Отечественной войны, пенсионер, пос. Натальинск.

// Вперед. - 1990. - 3 нояб. - C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ