Как меря стали мари?

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях           
 
 

Библиотечные страницы

(Продолжение. Начало в № 87).

Древние меряне в прошлом жили и верховьях Волги в Костромской губернии выражением «мерский стан» пользовались вплоть до 17 века

Позже слово «маря» стало изменяться. Так, в 18-м веке В. Н. Татищев в первом томе книги «История Российская» написал; «По Волге выше Казани живут черемисы, сами зовутся мори. Слово «маре» в значении «муж» впервые встречается в книге «Грамматика черемисского языка», вышедшей в Петербурге в 1775 году. А в статье Л. А. Износкова «Обычай горных черемис», вошедшей в «Памятную книгу Казанской губернии на 1868 год», есть название деревни «Шюдер мара» (Шюдер - сотня, мара — черемис)

Все эти разнообразные произношения; мори, мари, мара, маре существовали, видимо, в период перехода к Новому названию, когда не было еще утвердившегося единого слова. Все же интересно, почему мерян стали называть иначе? Если внимательно изучим истерию мерян, то причина проясняется.

9 - 10 веках меряне со славянами жили дружно. Они вместе в составе войска князя Олега ходили даже в поход на Константинополь. Но со времени принятия славянами христианской религии между соседями возникли острые разногласия. Отчасти из-за этого вспыхнуло восстание в 1024 году в Суздале, и началось переселение мерян. Переселявшиеся меряне все же не избавились от общения со славянами, так как последние постоянно следовали за ними. Но теперь они стали недружелюбными, случались стычки. К тому же меряне славились своим колдовством. Учитывая эти особенности, славяне стали называть их марами. А слово «мара» в «Большой энциклопедии», вышедшей в 1903 году в Петербурге под редакцией Южакова, объяснено так: «Мара - это мифическое существо у славян, немцев, греков, род домового». Одним словом - это существо, приносящее вред людям и хозяйству.

Славяне часто давали такое прозвище своим односельчанам, у которых было порочное поведение. Например, в словаре В. Даля находим слово «батмар», где «бат» является начальным слогом от «батог» - палка. Батмар - значит черт или проще - разбойник с дубинкой. Возьмем слово «кочмар» - злодей в плаще, а «дымарь» - бездельник, лгун, отлынивающий от работы.

Много было таких слов в русском языке в прошлом, которые сейчас числятся устаревшими. А вот фамилии, составленные со словом «мар», живут и поныне Например, есть фамилия Шишимаров, где слог «шиш» означает - бродяга. Начальная часть фамилии Костомаров близка к слову «кастный» - поганый. Крамаров

-    крамольный. Фамилия Токмаюев произошла от слова «токмачить» - драться, Чекмарев - от слова «чека» (палка, вставляемая в ось телеги), означает глупец. Сомнений нет в том, что все перечисленные фамилии когда-то были прозвищами, где «мар» использовался для обозначения отрицательного поведения человека. Видимо, в какое-то время меряне показались славянам такими же злодеями, поэтому называть стали их марамй. Это могло произойти в те времена,. когда происходили конфликты между русскими и черемисами. Можно предполагать, что слово «черемис» было общепринятым официальным названием, а «мары» существовали в роли местного бытового слова. Со временем появились названия деревень Шишимарово, Пижмарь, Kужмара, Килемары, Кокшамары и другие.

На территории проживания древних мерян находим названия деревень с корнем «мер» в олове:       Ючмерь, Маймеры, Темерово. Это говорит о том, что «мер» было

словом, используемым и в более отдаленные времена. Вышеупомянутые слова (батмар, кочмар, лымарь, Костомаров, Крамаров, Кокшамары, Килемары) образованы одним способом и многие из них являются принадлежностью русского языка. Таким образом, можно утверждать, что олово «мары» пришло к «мерам» от русских как каламбурообразное прозвище. Со временем оно вошло в обиход повсеместно.

Древние меряне не исчезли бесследно, как утверждает энциклопедия. От мерян дошли до нас старые мужские имена: Мерей, Меркей, Мереш, Меренча. В марийском языке сохранилось само слово «мер», особенности в религиозных книгах - Мер Юто (мерский Бог). Мею ото — (мереное мольбище). В верховьях Волги жили около рек Унжа, Немда, Элнет, Ноля. Реки с подобными названиями есть сейчас и в Марийской республике. Так что связь очевидна.

Предков нашего народа называли мерянами, а мы, их потомки, стали мари. Всем понятно, что эта перемена не могла произойти без причины. Вот и захотелось найти ее и поделиться этим знанием с земляками

В. Газетов.

// Вперед. - 1992. - 10 июля. - C. 2.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ