ruenfrdeelitptsres

Родился в с. Кривцы Катайского района Курганской области, в семье крестьянина. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Работал в типографиях Екатеринбурга и Перми, Омска и Петропавловска; в газетах Красноуфимска и Верхней Салды. За боевые заслуги Борисов награжден орденом Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1-й

степени и тремя медалями «За отвагу». Первая книга — повесть «Дружная осень» издана в Свердловске (1955); в последующие годы его произведения публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями. Наиболее значительным произведением является роман-хроника «Единомышленники» о судьбе рабочей династии в годы революционной борьбы, первых пятилеток и Великой Отечественной войны.

Произведения

Все сбылось : повести и рассказы / К. Ф. Борисов. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1971. — 348 с.

Дружная осень : повесть / К. Ф. Борисов. – Свердловск : Кн. изд-во, 1955. – 144 с.

Единомышленники : роман-хроника / К. Ф. Борисов. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1975. — 375 с.

Единомышленники : роман-хроника / К. Ф. Борисов. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. — 509 с.

Подробнее: Борисов Климентий Федорович (1899—1997)

Климентий Федорович Борисов родился 21 января 1899 года в селе Кривцы Катайского района Курганской области, в семье крестьянина. Ровесник XXвека, К. Борисов стал свидетелем и участником всех важнейших событий нашего столетия.

Учеником наборщика в типографиях Екатеринбурга и Перми он встретил отречение царя и Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Красноармейцем Туркестанского отдельного артдивизиона с 1919 по 1921 год сражался на фронтах гражданской войны. Рабочим типографий Омска, Петропавловска, а затем журналистом красноуфимской районной газеты   «Ленинский путь» участвовал в первых пятилетках и проведении коллективизации. Командиром орудий различных калибров и старшим вычислителем дивизиона воевал на Калининском и 3-м Белорусском фронтах, штурмовал Кенигсберг, был среди тех, кто разгромил японских милитаристов на Дальнем Востоке. После войны вновь работал в газетах Красноуфимска и Верхней Салды. Первая книга К. Борисова — повесть «Дружная осень» — вышла в Свердловске в 1955 году. Автор более пятнадцати книг, изданных в Свердловске и Перми. Герои этих книг — современники автора: рабочие, солдаты всех поколений века. Особенно хорошо это видно в романе «Единомышленники», три книги которого — «Суровый канун», «Семь ветров» и «Календарь войны» — рисуют судьбу рабочей династии Харитановых, их духовное мужание в годы революционной борьбы, первых пятилеток и Великой Отечественной войны, свидетельствуют о неразрывности жизни героев романа с жизнью народа, раскрывают сложный, богатый мир современников. У К. Борисова зоркое писательское зрение, он видит самые мельчайшие психологические и пейзажные детали.

Возраст не снизил творческой активности К. Борисова, в журналах появляются его новые повести и рассказы.

К. Борисов награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны Iстепени, тремя медалями «За отвагу» и многими другими медалями.

Член Союза писателей СССР с 1959 года.

Член КПСС с 1943 года.

Живет и работает в г. Свердловске.

Подробнее: Борисов Климентий Федорович

Этот диалог начался много раньше той поры, когда Климентий Федорович Борисов осознал себя профессиональным литератором. И даже раньше горячего времени своей журналистской деятельности.

Вероятнее всего, первая попытка диалога возникла на заре туманной юности — в предреволюционные годы, а с победой Октября потребность в подобном разговоре стала насущной чертой характера.

Суть диалога между уральским писателем и сопутствующим ему временем можно определить как беседу о смысле человеческой жизни в условиях социалистических преобразований общества, как взволнованные раздумья вслух на тернистой дороге бытия, как, наконец, извечное, но ничуть не слабеющее познание человеческой души в ее противоречивых и напряженных состояниях: любви к женщине, товарищам и единомышленникам и ненависти к врагам, творческой одержимости и опустошенного безразличия, поэтической утонченности и сухой черствости...

1. Позднее, но зрелое начало

Первая книга Климентия Борисова повесть «Дружная осень» увидела свет в 1955 году, когда автор перешагнул порог пятидесятипятилетия. Дебют, пожалуй, более чем поздний (замечу, что в истории отечественной литературы примеры столь позднего вступления на поприще слова редки, и сразу же вспоминается имя С. Т. Аксакова или автора исторических романов «Чингиз-хан» и «Батый» В. Г. Яна), но зато решительный.

В «Дружной осени» не обнаружить тех примет, которые часто, как говорится, с головой выдают начинающего прозаика, трудно преодолевающего сопротивление материала, «смелого» в области формальных поисков и откровенно робкого в идейно-философских, нравственных исканиях. Нет, первая повесть К. Борисова оставляет ощущение зрелого произведения, сработанного уверенной, профессиональной рукой.

Подробнее: Диалог с временем

Хорошо живописцам и графикам, они могут запечатлеть на полотне собственный вполне зримый лик. Писателю, в лучшем случае, удается выразить в своем произведении, так сказать, духовный автопортрет. Между тем интерес читателя к фигуре литератора выходит далеко за рамки критических статей и уж тем более за пределы нашей   обычной  журнальной   справки  «Коротко об авторах».  Так пусть читатель   увидит постоянных авторов «Урала», хотя бы нашими глазами, в повседневных деталях жизни и редакционной работы.

Климентий Борисов

Мы приглашены на собрание к свердловским писателям. В кабинете ответственного секретаря, где обычно проходят заседания, тесно. Организация большая, и не часто видишь всех вот так вместе. Уши слушают, а глаза скользят по знакомым лицам. Сознание с огорчением отмечает: годы неумолимы. Кто-то теряет свой яркий румянец, кто-то излишне погрузнел, кто-то уже задремывает на стуле, кто-то...

Стоп! Климентий Федорович Борисов!.. Кажется, год от году становится моложе. Беловолосый, по-военному коротко стриженный. Свежий загар лица. Глаза в лучиках усмешки смотрят с живой иронией. Ногам хорошо, привычно в сапогах, телу — в спортивной куртке. Во всем облике, в стройной не по летам выправке проглядывает не то бывший комиссар, не то спортсмен-охотник.

Младенческие шажки сделал он в прошлом веке. Не на материнских руках, своими ножками вступил в двадцатый, чтобы пойти и пойти постоянным современником бурной эпохи. Кем только не был!.. К писательскому труду его привели журналистские тропы. В книгах рассказов, повестей, романов отразились впечатления жизни в красивейшем районе Свердловской области, что зовут Предуральем, а конкретно привязывают к городу Красноуфимску и его окрестностям.

Не красота ли, не воздух ли тех мест дали такой заряд бодрости и физической крепости этому человеку? Впору геронтологам заинтересоваться, почему иной собрат по литературному цеху, хоть и вдвое младше, а выглядит рядом с Борисовым одряхлевшим?

Подробнее: Портреты с улыбкой

Выдержки

В советские времена через «толстые» журналы пролегало главное течение литера­турной жизни. Здесь впервые публиковались самые интересные новинки (а что не про­ходило через журналы, то для широкого читателя как бы и не существовало); здесь фор­мировались течения, позиции, репутации; здесь никому ранее не известные фамилии превращались в литературные имена. Сейчас мейнстрим от журналов ушел, имена заме­стились «брендами», которые чаще всего выражают не согласное мнение читателей, а оплаченное издателями намерение заработать на продаже тиража. Тем не менее, журна­лы не исчезли из литературного ландшафта ни после падения советской власти, ни после появления интернета. Пусть от журналов теперь не в такой степени зависит литератур­ная погода, но только в них сохраняется литература, не впрессованная в матрицы рынка. И, в частности, только в них может испытать судьбу начинающий литератор без имени и богатого покровителя.

Вот почему с некоторых пор «Урал» отдает девятые номера годового комплекта «мо­лодым» - не обязательно по возрасту, не обязательно даже по литературному стажу; может быть, просто с «молодым» голосом - непривычным и потому не позволяющим рассчитывать на скорое читательское признание. У этой относительно новой традиции есть своя продолжительная предыстория...

Свою первую повесть скромный журналист из красноуфимской районки, участник гражданской и Отечественной войн Климентий Федорович Борисов опубликовал, когда ему было уже 56 лет (примерно столько же было и П. П. Бажову, когда он написал свой первый сказ). «Литературная молодость» К. Ф. Борисова совпала с началом становления «Урала»; на протяже­нии десятилетий он был постоянным и желанным автором жур­нала, но первая восторженная рецензия в столичной прессе, по­священная двум его свежим рассказам, опубликованным в «Ура­ле», появилась в сентябре 1997 года. Рассказы к публикации готовил он сам, но рецензия появилась, к сожалению, уже после его кончины - на 99-м (!) году.

Многоцветная "уральская" молодость // Урал. - 2009. - № 9. - 2-3-я с. обл.

 

Есть определенные закономерности в смене одного жанра другим. Новый для данного времени жанр редко полностью вытесняет другой, он как бы выходит на поверхность течения, давая окраску всей литературе, создавая ее лицо. Так было не раз в процессе развития повествовательных жанров. То роман и повесть заявляли о своей полной готовности решать все вопросы, которые вставали перед литературой, то, наоборот, рассказ занимал командные высоты и претендовал на универсальное представительство литературы. Так было в русской литературе семидесятых-девяностых годов прошлого столетия. От безусловного господства романа в начале периода она приходит к главенству рассказа. В конце века выдвигаются новые писатели, и почти все они — рассказчики: Бунин, Куприн, Чехов, Горький. Мамин-Сибиряк, автор почти полутора десятков романов, с недоумением отмечал: «Наступили какие-то короткие времена. Мне даже странно, что я когда-то писал протяженно-слаженные вещи».

Нечто подобное происходит и в нашей литературе. Несколько десятилетий тому назад было несомненно, что роман — высокий род литературы, что писательское имя создается тогда, когда появляется большая книга. До тех же пор, пока он пишет рассказы, он лишь ученик, стажер, кандидат в литераторы — не больше. Заметен был интерес читателей к повествованию, требующему рамок романа.

Но шло время, и на первый план стали выдвигаться рассказ и маленькая повесть. Новые имена, появлявшиеся в литературе, заявили о своем даровании, выступая с рассказами. Читатель тоже изменил отношение к этому жанру и стал охотно брать с полок библиотек сборники рассказов. Что это, действие моды? Нет, конечно. Победа социализма, вошедшего в плоть и кровь подавляющего большинства советских людей, укрепление пролетарского демократизма, взлет активности в массе людей — все эти перемены отражаются в социальной психологии, меняют потребности читателей в характере жизненной ориентации, характере обобщения социального опыта.

В период господства романа в первую очередь была потребность понять личность как факт, рожденный всем социальным и политическим процессом эпохи, теперь столь же остро человек испытывает нужду в осознании окружающего в свете своего личного опыта. Но этот личный опыт — результат, итог громадного социального опыта, и в этом своем качестве он не противостоит опыту общества. Однако формы его выражения, способ рассмотрения и понимания действительности, видимо, лучше укладываются в жанр рассказа, предполагающего и непосредственность взгляда, и сокращение дистанции между человеком и миром, который становится ценным не только в своем общем значении, но и в деталях, в своих квантах, молекулах. Все это влечет за собой иной сюжет, иной язык, способный также обозначать, выражать не столько общее, сколько различное, давать возможность видеть мир в его расплеснутом, безграничном многообразии. Все это может встречаться и в жанре романа, но интимность отношения человека к миру наиболее точно, свободно, естественно находит выражение в жанре рассказа.

Итак, рассказ вызван к новой жизни изменившейся социальной психологией современников, и, естественно, проблематика его, сюжет, форма несут в себе признаки этих изменений. Два жанра — роман и рассказ — не две ступеньки в искусстве, а формы, наилучше отвечающие определенным задачам. Вместе с тем длительное пребывание одного из жанров в тени ведет к постепенной утрате завоеванного им, и когда начинается оживление его, то приходится многое как бы заново открывать в связи с новой проблематикой, новыми отношениями человека к действительности и его возможностям.

Большие трудности стоят перед писателями, работающими в жанре рассказа. Наглядно выступают они и в творчестве писателей-уральцев.

Подробнее: Новая жизнь рассказа

БОРИСОВ Климентий Фёдорович

(21.01.1899 - 17.04.1997)

Журналист, писатель-прозаик. Член Союза писателей СССР. Участник Гражданской войны 1918-1922гг. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Климентий Федорович Борисов родился в с. Кривцы Катайского района Курганской области, в семье крестьянина. До октябрьского переворота 1917 г. работал типографским учеником в типографиях Екатеринбурга и Перми. В 1919-1921гг. участвовал в Гражданской войне в качестве красноармейца Туркестанского отдельного артиллерийского дивизиона. После этого работал наборщиком в типографиях Омска и Петропавловска, а затем журналистом Красноуфимской районной газеты "Ленинский путь": в начале 1930-х годов заведовал сельскохозяйственным отделом, затем был ответственным секретарем редакции газеты.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воевал на Калининском и 3-м Белорусском фронтах: был командиром орудий различных калибров, старшим вычислителем артдивизиона, участвовал в штурме Кенигсберга, а также в войне с Японией. За боевые заслуги награжден орденами Красной Звезды (дважды), Отечественной войны 1-й степени и тремя медалями "За отвагу".

Подробнее: Ушедшие в вечность

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube