О некоторых поселениях уезда
Известно, что Красноуфимский уезд, образованный из бывших владений Кунгурского и Оханского уездов при Екатерине II (Великой) в 1781 году, занимал не только обширную территорию юго-запада Пермской губернии, но имел кроме уездного Красноуфимска ряд крупных горнозаводских поселений. Так как в последние годы возродился и местнический патриотизм, может быть, нижеследующий материал будет полезен и интересен. Данные на конец 19-го столетия.
"В 42-х верстах от Билимбаевского завода и в 73 верстах от ст. Тарасково Пермь-Тюменской железной дороги, в сторону от Большого Сибирского тракта" находится Нижне-Сергинский чугунноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий товариществу Сергинско-Уфалейских горных заводов.
Завод расположен в Красноуфимском уезде, в 20 верстах от ст. Гробово, лежащей на Большом Сибирском тракте.
Завод построен в 1742 г. на башкирских землях и принадлежал Губину, от которого товарищество приобрело его вместе с другими заводами в 1881 г. Селение расположено на большом пространстве как в котловине, так и по увалам гор. В заводе числится до 14 тыс. жителей, и он считается одним из крупнейших населенных пунктов во всем Красноуфимском уезде. В заводе имеется общественный клуб, общество потребителей, две церкви, 4 школы, много лавок и магазинов, почтово-телеграфное отделение, заводская больница, памятник Александру 11 и пр.
Завод выплавляет до 450 тыс. пудов чугуна, вырабатывает стали в болванках и отливках более 720 тыс. пудов, стали сортовой, листовой и проч. до 17 тыс. пудов.
В Сергинском округе имеется до 18 рудников бурого железняка, на которых ежегодно добывается до млн. пудов руды с содержанием от 42 до 48% железа.
Продукты отправляются сплавом по р. Уфе и по Пермь-Тюменской железной дороге.
В 2-х верстах от завода находятся Сергинские минеральные воды. Серный ключ истекает у подошвы крутой горы и на берегу р. Серги, впадающей в Уфу. Когда и как открыт этот источник - неизвестно, но с 1832 года он посещается больными и оказывает благодетельное действие против многих болезней. По химическому составу ключ этот принадлежит к холодным солено-сернистым водам.
При источнике устроены комнаты и курзал. Воды находятся в аренде у доктора В.А. Доброхотова.
Подробнее: О некоторых поселениях уездаВезучий
"Берегись козла спереди, лошади сзади, а человека отовсюду".
"Забылось вот это - то ли в 35-ом, то ли в 36-ом был вот этот случай. На 1497 километре энта история приключилась, а место это между станциями "Ключевая" и "Кленовская". Люди постарше помнят минувшие времена, когда "железка" была довольно людная, особенно на перегонах: сколько жило в казармах одних только путейских работников - обходчиков, бригадиров, дорожных мастеров. Обычно жилым помещением были казармы, рассчитанные на несколько семей (как правило, на четыре). Хлопотно и дружно жили, да и не без прибавки - в семьях-то ребятни было не менее пяти, - то ли природные факторы на то влияли, то ли правила такие были, трудно сказать, но рожали справно и по-старомодному, понимай, в стационарных условиях: редко фельдшерица успевала к такому ответственному семейному мероприятию. Чуть не забыл сказать: казармы эти по обыкновению называли по фамилии бригадира пути. Так поблизости, в соседних околотках и пикетах, были казармы "Шишоринский", "Мешковский". Тутока, в одной из казарм, было сложное помещение, которое называли "ремонтная". На этом же околотке дорожным мастером был Копылов Василий Павлович. Человек он был не только знаток путейского хозяйства, но и не робкого десятка. К слову сказать, места кругом были безлюдные. Бывалочи, пройдёт поезд - товарняк ли, рабочий, редкий пассажирский - нарушая окрестности гудком протяжным, перестуком колёсным. Зверья было поту и эту сторону линии полно - зайцев, тетеревов, рябчиков. Лоси выходили на путь, - это у них считалось обычным занятием: лизали соль на насти железнодорожной, принимали положенную им процедуру. Обычно дорожного мастера сопровождал бригадир, но Василий Павлович игнорировал такое сопровождение. В тот памятный день дорожный мастер должен был привезти очередную получку, бригада об этом знала, что к обеду в ремонтной они (числом около девяти человек) распишутся в ведомости. К положенному времени путейцы вместе с бригадиром подкатили на "Беде" к околоточным казармам. Была такая самоходная тележка наручном приводе (один человек справлялся), было у неё техническое наименование, но в обиходе прозвали "Бедой", - это, скорее всего, потому что на ровных местах, на спусках она шла без усилий, но на подъёмчиках приходилось упираться, попотеть. Вот бригада подкатила, сняла с путей "Беду" эту и - в ремонтную, а там - никого. Обычно и не занятый на путях народ тут же занимался каждый своим делом - женщины кашеварили, стирали, ягодничали поблизости, ребятня неугомонная путалась под ногами, а тут никого. Давай по квартирам обходить. А там тоже пусто. Что это - слышны голоса из подпола, к тому же они надёжно подперты: поставлены палки, жердины, да так надёжно, что не выйдешь, - подперты к потолку. Понятное дело вызволили невольных пленников, давай спрашивать: "Где "Копыл" (за глаза так называли своего дорожного мастера)? В чём дело?" Так перепуганные жильцы рассказали следующее: неожиданно по единственной дорожке, ведущей к Сибирскому тракту, появились с гиком верховые, также допытывались о дорожном мастере, после всех загнали в подпол и - исчезли. Так вели разговоры с домочадцами - появился и дорожный мастер. Он тоже был в волнительном положении. С его слов выходило так: сошёл он с товарняка, который его подбросил до Красноуфимска, пошёл по обыкновению в ремонтную. По какой-то причине (по-человечески понятной) пошёл не в известное место, а в стайку (ведь на околотках живности держали всякой) - и в этот момент и появились неожиданные разбойники на конях. Имея при себе изрядную сумму деньжат, он сразу почувствовал неладное и давай искать укромное место в стайке. Стояла там колодка на чураках, так он при своём неплохом телосложении забился под неё и лежал там, ни жив, ни мёртв. Разбойники же не сразу ушли с территории околотка - бегали по двору, шарили по постройкам, да как-то обошлось. По всему выходило, что знали эти "варнаки", когда приедет с получкой дорожный мастер, всё точно рассчитали, знали откуда-то заранее. К счастью, Василий Павлович оказался везучим. А разбойники те адресов своих не оставили. Советую читателям найти то место на линии железнодорожной, прикинуть, откуда могли объявиться варнаки, неистребимые аж в суровые 30-е годы".
Автор уведомляет, что сюжет для рассказа предоставил известный ветеран войны и труда, старожил тех мест - П.Л. Гребнев.
Валерий Ганькин
// Городок. – 2010. – 23 июля (№30). – С. 19
Вверх по книжной радуге
В воскресенье, 23 марта, на сцене Центра культуры и досуга праздновались... именины. Больше сотни девчонок и мальчишек пришли отпраздновать открытие Недели Детской Книги. Вместе с ними отмечали это событие папы и мамы, дедушки и бабушки, учителя и библиотекари. Книжкины именины - это праздник всех, кто любит книгу, это праздник чтения, веселья и озорства.
"Вверх по книжной радуге" - так называлось представление, подготовленное совместными усилиями ЦКиД и Центральной детской библиотеки. И праздник получился ярким и пестрым.
С помощью слайд-шоу дети "перенеслись" в древний мир и узнали, что наравне с семью чудесами света существует еще одно величайшее творение человечества - книга. В гости к юным читателям пришла сама Королева Книга и ее подданные - книжка-малышка, книга-великан и книжка-игрушка.
Искренне переживали и радовались дети за героев театральных постановок - по мотивам сказки "Морозко" и по пьесе "Про лесную старушку Бабушку Ягушку" уральского драматурга М. Ебрагимовой. Выступление вокальных и танцевальных коллективов наполнило праздник музыкой, весельем и радостью.
Сами маленькие читатели принимали активное участие в празднике: "искали" выход из литературного лабиринта, "определяли" хозяев потерявшихся предметов, отвечали на вопросы викторин, участвовали в конкурсах. А заодно научили Незнайку как правильно подбирать книги для домашней библиотеки и убедили Лису Алису и Кота Базилио почему необходимо читать книги.
В этом году, впервые на большой сцене, состоялось награждение лучших читателей города по итогам 2013 года. Двадцати юным любителям чтения сама Королева Книга вручила медали "Лучший читатель" и сладкие призы.
Хотелось бы поблагодарить всех, кто подарил детям этот замечательный праздник и в первую очередь - заведующую отделом по работе с детьми ЦКиД Рожкову С.П. Вот уже третий год благодаря усилиям Светланы Петровны праздник открытия Недели Детской Книги получается ярким и незабываемым. Благодарим танцевальные коллективы "Студию эстрадного танца" и "Джаз - Импровиз", эстрадную студию "Кис - коктейль", Школу ведущих и лично Соловьеву С.А. Спасибо музыкальному оператору и оператору по свету.
Клементьева О.А., зав. отделом обслуживания ЦДБ
Где учиться благородным девицам?
Эпохи меняются, но традиции воспитания благородных девиц остаются прежними.
В Центральной библиотеке подготовлена книжно-иллюстрированная выставка «Где учиться благородным девицам?». Эта выставка прежде всего заинтересует любителей отечественной истории и будет интересна всем кто, занимается воспитанием подрастающего поколения.
В 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге создано «Воспитательное общество благородных девиц», которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц». Цель этого учебного заведения, как говорилось в указе, «..дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
В Смольном институте учились дочери дворян с 6 до 18 лет, и главный акцент в воспитательном процессе ставился на изучение танцев, музыки, рукоделия, различных видов домоводства, а также преподавались предметы светского обхождения.
Сейчас в нашей стране школ воспитывающих истинных леди, еще меньше, чем в царской России. 1 сентября 2008 года, в Москве открылось новое уникальное учебное заведение, отвечающее всем международным стандартам – Пансион воспитанниц Минобороны РФ. Воспитанницами Пансиона являются дети военнослужащих, проходящих военную службу в отдаленных военных гарнизонах, из неполных и многодетных семей, дочери погибших военнослужащих и участников боевых действий, награжденных государственными наградами за выполнение воинского долга.
Подробнее: Где учиться благородным девицам?Иннокентьевская церковь
В настоящее время статья 28 Конституции РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». Светский характер российского государства не препятствует желающим принимать участие в богослужениях. Но еще несколько десятилетий назад отношение к религии и церкви со стороны государства было совершенно другим.
Документы Государственного архива в г. Красноуфимске рассказывают о том, что в 1929 году в городе была развернута «антирелигиозная кампания», в ходе которой были закрыты «белая церковь» (Свято-Троицкий Собор), «красная церковь» (Собор Александра Невского). Протоколы собраний трудящихся, а также неорганизованного населения Красноуфимска, показывают, что в вышеуказанный период в городе развернулась яростная полемика, главным вопросом которой было закрытие всех церквей.
Вопреки требованиям атеистов Кладбищенская (Инннокентьевская) церковь не прекратила свою деятельность. В документах архива сохранились списки членов «староцерковной» и «обновленческой» общин верующих. Согласно документам Кладбищенская церковь на некоторое время была разделена пополам между двумя религиозными течениями. Верующие, помимо обязательства «беречь переданное достояние», дали обещание «не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления …, пускать беспрепятственно во внебогослужебное время уполномоченных Советов Рабоче-Крестьянских Красноармейских депутатов лиц к периодической проверке и осмотру имущества…». Церковь продолжила свою работу, но на основании протокола Заседания Президиума Красноуфимского Горсовета от 14 августа 1933 года над Кладбищенской церковью был запрещен колокольный звон, колокола были сняты и сданы в металлолом «для удовлетворения нужд промышленности».
В годы Великой Отечественной войны прихожане Иннокентьевской церкви выступили с обращением: «Братья христиане! Всем вам хорошо известно, какое небывало тяжелое время переживает наша Родина. Лютый враг вторгнулся в пределы наши, разрушая города, уничтожая села и деревни… Мы не можем остаться равнодушными и безучастными к такому великому страданию… Откликнемся от всего сердца, поможем Красной Армии… принесем пожертвования на оборону страны…».
Подробнее: Иннокентьевская церковь