Преданья старины глубокой…

Для слабовидящих

 
 
 
Мы в соцсетях         
 
 

Библиотечные страницы

В книге «Красноуфимск» события описываются, начиная с 1736 года. А существовали ли в наших краях до постройки Красноуфимской крепости какие-нибудь русские поселения? Интересно, кто были первыми русскими поселенцами — предками нынешних александровцев, саранинцев, чатлыковцев?

Попробуем по имеющимся у нас архивным документам проследить, как заселялся наш край русскими до и после основания Красноуфимска. Посмотрим, откуда пришли первые поселенцы в тот или иной населенный пункт, почему он носит такое название?

Вот перед нами старинный атлас с характерным для тех времен названием: «Российский атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества Империю разделяющий». Он издан в 1792 году в Петербурге. На карте пермского наместничества указаны селения: Преображенское (тeперь Красносоколье), Крестовоздвиженское (сейчас Новое Село), Иргинский завод, Шилова, Титешная (ныне Подгорная), Чувашское (Чувашково). И все.

Из наших селений отмечены Ачитская, Бисертская крепости (ныне село Афанасьевское). Учтем, что карта мелкого масштаба и, вероятно, не все селения на ней обозначены. Кроме того, в те времена все делалось страшно медленно. Пока был собран материал, пока его доставили в столицу, подготовили к печати, прошли многие годы. И за это время могли появиться еще поселения. Но пока мы можем сказать, что указанные в атласе русские селения возникли, задолго до 1790 года. Когда?

У нас есть любопытный документ. Это даже не документ, а сборник многих документов. Попал он к нам из семейного архива помещика Голубцова, основателя села Александровское. Кроме всего прочего, Голубцовы были знамениты и тем, что всю жизнь воровали землю у соседей. Они всю жизнь с ними судились и до того преуспели в этом деле, что выпустили о своих делах целую книгу в 200 с лишним страниц, сплошь состоящую из судебных документов: дарственные и купчие грамоты на землю, показания доверенных лиц и свидетелей. В них перечисляются границы земельных угодий, речки, овраги, горы и даже рощи. Словом, книга эта — настоящий клад для краеведов. Воспользуемся и мы им.

Доверенные от жителей деревни Чувашское показали, что местные башкиры по договору, заключенному в 1744 году октября 20, допустили на свои земли «крестьян Чердынского уезда башкирцевых к заселению дворами деревни, называемой Чувашское, состоящей близ Красноуфимска, также пашню пахать, сено косить, рыбу ловить, в лесу дрова и на хорошее строение бревна рубить». «...В коей по 1791 год проживали и владели спокойно землями и всеми угодиями, а с сего времени Г. Голубцов, несмотря на древнее заселение и владение, начал причинять разные нетерпимые беды и обиды».

«...Сверх того, он, поверенный башкирцев, не лишним почитает упомянуть и о том, что до современного разорения деревни Чувашское существовало в ней дворов гocударственных поселян 50, а нынче на лицо имеется 3 двора...»

В те же годы (1740—1745) заселялись деревни Альметкина (Колмаково), Обухова (Екатериновка).

В 1747 году уже существовали Шилов пруд и Шилова мельница (ныне деревня Шиловка), Ключиковский винокуренный завод (Ключики), д. Чатлыкова (теперь Чатлык), Кошаево.

Не было еще в те годы д. Подгорной и села Александровское.

Еще раньше, в 1730 году, был пущен Иргинский завод (позже названный Нижнеиргинским), а само поселение возникло гораздо раньше. Новоселы пришли из села Медянского, Осинского уезда. Они были кожевенниками. Место, где они первоначально поселились, и сейчас называется Кожевня.

Крестовоздвиженское (Новое Село) начало заселяться, очевидно, позже Н-Иргинска. Об этом можно судить потому, что и в старые времена оно называлось село Новое (и еще Иргинское). Новое, видимо, для отличия от другого (Н-Иргинска), которое возникло раньше.

Самым старым из существующих в нашем районе русским населенным пунктом следует, по-видимому, считать Красносоколье (по-старому Преображенское), которое начало заселяться, по некоторым данным, в 1649 году.

И это время можно считать началом заселения нашего края русскими. К 1600 году на территории Красноуфимского района не было ни одного русского поселения.

Во второй половине XVIII века были построены заводы Нижнесаранинский (в 1759 году) и Верхнеиргинский (1769 год).

История села Александровское начинается с 1780 года. Это известно из очерка по истории села Александровское. Автор — сам Голубцов (авторская рукопись хранится в Красноуфимском архиве). 15 мая 1780 года Голубцов купил местность, лежащую по речке Ерге, — речку эту называют нынче Зюрзяга (примечание Голубцова), а в настоящее время Зюрзя. «12 декабря 1780 года купил еще земли у башкир... Вновь купленный участок он назвал Александровск и приступил к заселению своей новой вотчины. С этой целью он выписал из своего Симбирского поместья часть своих крестьян».

«Запрудил речку Зюрзягу. В 1791 году купил д. Ключики, в 1799 начал строить церковь. Так окончилось освоение русскими северной части нашего района».

Затем русские начали поселяться за рекой Уфой. «Урожай бывает в 10 и более раз против посеянного. Почему крестьяне северной части сего уезда и берут у башкирцев пустопорожние их земли и обширное производят за рекой Уфой земледелие, для которого и поселились уж там в нескольких деревнях. Кроме обыкновенных жит сеют там и гречу. В некоторых местах начинают сеять картофель». (Из книги «Историческое и географическое описание Пермской губернии» 1801 г. стр. 173—175. Автор Модерах).

В 1792 году начала заселяться деревня Сажино. Новоселы пришли из разных селений Красноуфимского же уезда, из деревни Русская Тавра, а также из сел Сухановского, Ачита, Б-Ключей.

В 20 годах XIX века казаки из Красноуфимской крепости были правительством выселены на Оренбургскую линию, и их земли остались пустопорожними. На этих землях появились деревни Никитина (Верхняя Сарга) — 1820 год, Криулина, Живодерки, Соболева — 1830 год.

В 20 же годы начали заселяться Крылова, Ваганова (нынче часть с. Крылово), Погорелово, Межевая — 1832 год.

Начало всем этим деревням положили пришельцы из Кунгурского и Осинского уездов Пермской губернии.

Вот еще несколько дат начального заселения некоторых деревень: Черкасово — 1848 год, Рябинов Лог — 1852 год, Чухари — 1860 год.

В первой половине XIX века образовались путем выселок из других населенных пунктов деревни Пантино, Подъельник, Поддубовка (из Сокольев), Голенищева, Мешавкина, Лютина.

В конце XIX века на территории нынешнего Красноуфимского района насчитывалось около 50 русских населенных пунктов. Самым большим (не считая Красноуфимск и заводы) по количеству населения было Кошаево — 962 человека. Затем Преображенское (Соколье) — 910 человек, Н-Село — 772 человека, Ключики — 722 человека, Криулино — 689 человек, Русская Тавра — 660 человек, Живодерки — 619 человек, Крылова — 600 человек.

На этом, в основном, и  закончилось образование русских населенных пунктов. Поселения, возникшие в последующие годы, за редким исключением, не достигли больших размеров и просуществовали недолго.

В последнем десятилетии XIX века, в начале XX века образовались Шурышевка, Петуховка на реке Саране и 3ауфа (выселок из Н-Сараны). Особенно много хуторов возникло после так называемой столыпинской реформы 1906 года. К ним относятся Верхний Контуган, Нижний Контуган, Средний Контуган, Новый Контуган.

После постройки железной дороги образовались Каменный Саранинский завод, Пудлинговый.

Такова почти 300-летияя история освоения нашего края. Мы видим, что подавляющее большинство населенных пунктов было основано выходцами из Кунгурского, Осиновского, Чердынского и некоторых других северных уездов Пермской губернии.

В Александровском, Подгорной, Ключиках значительная часть населения — потомки привезенных когда-то помещиком Голубцовым крестьян из Симбирской губернии. Их можно легко отличить по своеобразному мягкому певучему говору.

Вкратце познакомимся с происхождением названий некоторых русских населенных пунктов. Их можно разделить на 4 неравных группы.

Первая, самая многочисленная — по фамилии, имени или прозвищу. Происхождение названий этой группы не нуждается в разъяснении кроме, разве, названия Пантино. Оно дано по прозвищу первого поселенца Пантелея. В тех краях и теперь широко распространены прозвища типа Пантя (от Пантелей) и уменьшительное Пантенок. Пантино названо потому, что первым поселился Пантя (пантина избушка, пантины покосы).

Раз уж зашел разговор о прозвищах, то остановимся на так называемых коллективных, т. е. прозвищах, которые носят целые деревни. Чаще всего они давались жителям по названию места, откуда пришли первые поселенцы. Например, Чердаки —         выходцы из Чердынского уезда Пермской области, Оханы —  из Оханского уезда. Эти прозвища иногда переходят в названия населенных пунктов или становятся его вторым названием. В нашем районе таких примеров не сохранилось. А в прошлом, даже в справочниках, рядом с официальным названием, в скобках, стояло второе, данное по коллективному прозвищу. Около Красноуфимска было две деревни с названием Чердаки. Были и Оханы. В одном из населенных пунктов и сейчас часть деревни называется Зыряна — тоже название дано по прозвищу.

Вторая группа населенных пунктов получила свое название по наименованию рек, на которых они стоят. Именно так, а не наоборот, потому что названия рек нашей местности упоминаются в apхивных делах задолго до возникновения на этих реках каких-либо поселений.

Третья — по особенностям окружающей местности (Подгорная, Подъельник, Ключики, Лебяжье, Криулина, Межевая).

Четвертая — прочие названия — Живодерки, Погорелово, Чувашково, Приданникова. Из них особую историю имеет название Чувашково. Об этом мы поговорим в другой pаз, поделимся с читателями имеющимися у нас сведениями о возникновении в наших краях башкирских, марийских, и татарских поселений.

То, что башкиры населяли наши края до прихода русских, известно, наверное, каждому школьнику. Но интересно узнать, как возникли башкирские поселения, какие из них самые старые, к какому роду и племени принадлежали местные башкиры и, наконец, куда они исчезли к настоящему времени?

Возьмем самый древний имеющийся в нашем распоряжении документ. Он называется «Книга большому чертежу или древняя карта Российского государства» (1627 год). Книга была составлена по древнему чертежу Московского государства примерно в 1587—1598 годах.

В этой книге читаем: «...и по реке по Уфе по обеим сторонам и до Аралтовы (Уралтовой) горы и далее все живут башкиры, а кормля их медь, зверь, рыба, а пашни не имеют». Говоря современным русским языком, это значит: по берегам реки Уфы от устья до Уральских гор живут башкиры, кормятся зверем, рыбой, а землю не пашут.

Из других источников нам известно, что башкиры делились на роды, племена, аймаки (совокупность нескольких, обычно родственных семей). Каждый аймак занимал свою территорию (тюбу). Каждый род, племя, аймак имели свои тамги (знаки) для обозначения своей территории.

Наши башкиры принадлежали к роду ай, племенам сызги и упей. У племени сызги была тюба, так называемая Чублисызгинская, и аймак кочевал в пределах своей тюбы.

По-видимому, к концу 16 века башкиры начали оседать в местах своих бывших кочевок. Каждая деревня включала обычно одно родовое подразделение (аймак) и насчитывала 25— 30 дворов.

Есть у нас архивный документ от 7160 года, то есть 1652 год июня 20 дня. Из этого документа видно, что в 1630—40 годы на реке Бисерти (Бисер) была башкирская деревня Бисера. В этом же документе упоминаются «сызгинские» и «кущинские башкирцы», проживающие по реке Уфе выше устья реки Манчаж.

(Примечание.В древней Руси летоисчисление велось от начала Сотворения мира.

Указом Петра Великого от 20 декабря 1699 года повелевалось новый год считать сообразно порядкам, принятым целою Европою, с 1 января. Производить оное исчисление уже от Рождества Христова, начиная с 1700 года. А рождество, по преданиям, последовало в 5508 году. Значит, для того, чтобы определить дату по новому летоисчислению, необходимо из данных от сотворения мира вычесть 5508. Например, 7160 год: вычитаем 5508 и получаем 1652 год по новому летоисчислению и т. д.)

В те годы башкиры в административном отношении делились на 4 округа (дороги), которые делились на волости (по родовому признаку).

Наши башкиры входили в Сибирскую дорогу и в Сызгинскую, Кущинскую волости. Очевидно, уже тогда существовала нынешняя деревня Сызги. И она была волостным центром. Возможно эта деревня вообще самая старая в наших краях. Какая деревня была в то время центром Кущинской волости, установить пока не удалось. Деревень тогда было мало. На весь род ай — 312 дворов (на 10 племен). Это примерно 10 деревень, разбросанных на огромном пространстве по реке Ай, и от устья Ая, вверх по реке Уфе, почти до самых верховий.

После добровольного присоединения башкирских племен к Русскому государству (в 1555 году) башкиры стали нести службу по охране его восточных границ. За эту службу позднее они были жалованы царем Алексеем Михайловичем землями на вечное и потомственное пользование (причем их же собственными). Земли эти назывались вотчинами или дачами, а владельцы их — башкирами-вотчинниками.

Сызгинцы получили такие дарственные грамоты на землю в 5 день декабря 7163 года (1655 год), а предки нынешних рахмантуловцев и ближних с ними деревень в 18 день июля 7180 (1672) года.

Выше мы уже говорили, что первоначально при возникновении оседлых поселений в каждой деревне оседали целиком племя или группа родственных семей (аймак). Позже, по мере ослабления родственных связей, отдельные семьи переселялись из таких деревень в другие места в пределах своей вотчины, давая начало новым деревням. Эти переселенцы также считались вотчинниками.

Так из Сызгов выселились деревни Озерки и Усть-Бугалыш. Об этом знают старожилы. Жители деревни Озерки называют Сызги Иске аул — Старая деревня.

Таким образом, деревня Сызги является не только самым старым из существующих в наших краях населенным пунктом, не только доказательством проживания здесь когда-то башкирского племени сызги, но и центром расселения нескольких деревень.

Подобным же образом (от одного населения) возникли Азигулово, Бишково, Рахмангулово, Куянково и, возможно, Усть-Баяк.

Между этими двумя группами, по-видимому, в прошлом не было прямых родственных связей, так как образовались они не от одного корня. Об этом говорят следующие факты. Сызги раньше получили вотчину. Они в то время относились к разным волостям, а стало быть, и к разным племенам. Старожилы второй группы деревень утверждают, что их предки откуда-то пришли.

Особняком от этих двух групп деревень стоит деревня Гайны на реке Бисерть. Предки нынешних гайнинцев пришли в 1672 году из Гайнинской волости, существовавшей в те времена на территории нынешнего Осинского района Пермской области. Об этом свидетельствуют документы и знают старожилы деревни. Деревня сначала называлась Бисерть-Гайны (очевидно, для отличия от деревни Гайны на реке Тулве).

Таким образом, деревня Гайны получила свое название по тему месту, откуда пришли новоселы (Гайнинская волость) или иначе по роду (или племени), к которому они принадлежали.

Обладая огромными земельными угодьями, башкиры-вотчинники скоро научились из этого извлекать выгоду. Они допускали к заселению дворами и деревнями на своих вотчинных землях разного рода пришлых людей (татар, башкир, марийцев). Эти люди назывались тептярями, что означает люди без рода, без племени, без земли (чаще всего тептярями называли татар). За допуск тептяри должны были платить башкирам-вотчинникам пушниной, выполнять за них разного рода работы (чинить мосты, дороги и т. д.).

Тептярям отводились земли взначительном удалении от деревни вотчинников. И тогда возникали новые поселения. Так образовались Средний Бугалыш, Новый Бугалыш. Или тептяри поселялись дворами вблизи башкирской деревни, образуя отдельную ее часть. Эта часть деревни называлась Тептяри.

Разумеется, тептярям отводилось земли мало и низкоплодородной. Жили они беднее башкир-вотчинников.

Пришельцев, поселившихся еще позже и почти не имевших земли, называли кунгурами. Происхождение и значение этого слова выяснить пока не удалось. Но его не связывают ни с городом Кунгуром и ни с Кунгурским уездом (в смысле кунгурские).

Так возникли части башкирских деревень. Названия их сохранились до сих пор. Их знают не только старые люди, но и люди среднего возраста. Необходимо отметить, что названия Башкорт, Тептяри, Кунгур — сугубо неофициальные, как, впрочем, вообще старые названия улиц.

Несколько примеров деления башкирских деревень на части. (Сведения получены от местного населения 2 года назад. Причем, они полностью соответствуют архивным данным). Азигулово: Башкорт, Тептяри, Кунгур. Бакийково: Тептяри, Кунгур. Средний Бугалыш: Тептяри, Кунгур. Куянково: Башкорт. Рахмангулово: Башкорт, Тептяри, Кунгур.

В конце прошлого столетия на территории нынешнего Красноуфимского района насчитывалось 10 деревень, в которых проживали башкиры. Общая  численность населения в них (вместе с тептярями и кунгурами) 4700 человек.  Самыми крупными по численности населения были Средний Бугалыш — 1167, Усть-Бугалыш — 750, Сызги — 637 человек.

За пределами района следует отметить село Азигулово, где тогда проживало 1359 человек.

Итак, в конце прошлого века было 10 деревень, в которых проживали башкиры. В списках населенных пунктов 1929 года они числятся только в Сызгах (550 человек) и в Озерках (390 человек), а по переписи населения 1970 года и эти деревни числятся татарскими.

В чем дело? Куда девались башкиры? Переселились? У нас нет таких сведений. Да и что за причины могли заставить башкир уйти с земель своих предков?

В истории башкирских поселений есть много еще не написанных   страниц. Заполнить их нам нужно сообща.

Мы точно незнаем, к какому племени принадлежали башкиры — предки нынешнихазигуловцев, бишковцев, рахмангуловцев, куянковцев. От какого поселения произошла эти деревни.

Если деревня Сызги, как мы полагаем, является центром расселения нескольких поселений башкир, относящихся к племени сызги, то почему эта деревня расположена в таком неуютном месте? Можно было, кажется, подобрать для коренного аула и получше место, например, где сейчас стоит город Красноуфимск.

Что стало с башкирской деревней Бисера, упоминавшейся в документах в середине шестнадцатого века? Известно только, что на ее месте (или недалеко от нее) была построена Бисерская крепость, которая позже стала называться село Бисерское, а нынче — село Афанасьевское (по названию церкви Афанасия и Кирилла).

Многое бы прояснилось, если бы нам удалось разгадать тайну названия Юртовская гора. Вот версия, которую предлагается проверить общими усилиями.

Название Юртовская гора связано со словом «Юрт» (Йорт) — жилище, двор, поселение. Во времена Салавата Юлаева этим термином называли небольшую административную единицу (волость). Из литературных источников известно, что «Юрт» — не просто жилище. По рассказам стариков, там жили древние люди, предки. Так, например, около деревни Арасланково, входившей раньше в Красноуфимский уезд, есть урочище Иски-Юрт (старый Юрт). В архивных документах о нем говорится: «Иски-Юрт — городище, кладбище, ямы. Там жили предки арасланковцев (1890 год)».

У татар в старину был термин «Юрт-осте» — верховный юрт, т. е юрт предка, положившего начало группе сел местности, а затем как юрт главенствующего феодала.

Возможно, что такой термин употреблялся и башкирами. Вот доказательство. На берегу реки Уфы, к северо-востоку от деревни Шокуровки, есть так называемый Юртас — остатки старого селения. Видны ямы (1894 год). Урочище с этим названием знают и нынешние старожилы деревни Шокуровка, причем произносят иногда отчетливо юртасте. Юртас и юртасте, следовательно, одно и то же.

Какое все это имеет отношение к Юртовской горе? Возможно, на ней был юртас и первоначально русские называли ее Юртасская гора, а «в» появилось позже под влиянием орфографии. Со времени основания Красноуфимска употреблялось прилагательное юртовой (ая) (от слова юрт). Например, юртовой старшина, юртовой сотник. Прилагательное юртовской в архивных документах того времени не встречается. Стало быть «юртовская» произошло от «юртас» (а не от «юрт»).

Во  многих   публикациях   (в том  числе и в  книге  «Красноуфимск») встречается одна и та же фраза о том, как в 1734 году в   небольшую башкирскую деревушку, расположенную нареке Уфе, был послан полковник. Своим господствующим положением урочище Красный Яр привлекло внимание. И он счел, что нет выгоднее места для постройки на реке Уфе укрепления. Не ясно, где была заложена крепость: на месте башкирской деревни или в урочище Красный Яр? А в некоторых газетных заметках, в устных выступлениях прямо говорится, что крепость была заложена на месте деревни Красный Яр.

Думается, что более достоверны вот какие сведения. «До 1736 года на месте нынешнего Красноуфимска не было никакого русского поселения. Виднелись только развалины запустелой башкирской деревушки. Урочище, находившееся в Уфимском уезде, называлось Красным Яром, а так же Уфимской, Красноярской пристанью («Пермские губернские ведомости» 1860 год, № 30).

Не деревня, а развалины. Красный Яр — название урочища, а не деревни. Как она называлась? Неизвестно.       

Далее (уже из других источников) известно, что крепость занимала пространство от «Камешка» до нынешней 6азарной площади и что башкирская деревня находилась ниже крепости по течению Уфы. Но ниже по течению реки Уфы нет места, удобного для поселения, кроме Юртовской горы.

Так, может быть, развалины деревни и назывались у окрестных башкир — Юртас, а русские раньше называли это место Юртасская гора?

Что нужно сделать, чтобы проверить эту версию?

Всех, имеющих дело с архивными документами, просим регистрировать каждое упоминание названия Юртовская гора, дату (пока у нас самый древний документ датирован 1790 годом), и главное, написание. А если будет обнаружено написание «Юртасская» (без «в»), не считать это за ошибку. Обязательно надо указать фонд, опись и номер документа, в котором обнаружены сведения.

Языковеды должны решить, возможен ли перенос ударения с основы, (в слове Юртас) на окончание (в слове Юртасская).

Краеведам бывших башкирских деревень надо расспросить старожилов: не слыхали ли они от своих дедов что-либо о Юртасе близ Красноуфимска (и нет ли где-нибудь другого Юртаса). Если окажется, что действительно здесь был Юртас (а другого нигде нет), значит, тут был корень сызгинцев.

Тогда возникнут новые вопросы. Почему предки сызгинцев покинули эти места еще до прихода русских? Почему выбрали место, где сейчас стоит деревня Сызги, а не деревня Усть-Бугалыш. Хотя оно гораздо удобней. И многие, многие другие вопросы.

Л. ЗЕЛЕНЦОВ, преподаватель географии педучилища.

Зеленцов, Л. С. Преданья старины глубокой... : [заселение края] // Вперед. -1972. – Нач. февр.; 14 марта. - С. 2-4.

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ