ruenfrdeelitptsres

Бредовый циркуляр царского министра народного просвещения от 18 июня 1837 года о недопущении к «классическому» образованию а средних учебных заведениях «кухаркиных детей», родители которых не принадлежали к привилегированному сословию, преградил путь огромному числу способных уральских юношей к получению образования. Родители устраивали таких детей в реальные училища, а том числе и Красноуфимское.

Расскажу об успехах в учебе и труде бывших реалистов города Красноуфимска по фактам, записанным в летописи.

Как известно, в 1887 году в городе Екатеринбурге состоялась первая Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка, на которой, между другими экспонатами, демонстрировали свои достижения в науке и красноуфимские реалисты. Представленные ими на эту выставку предметы характеризовали программу обучения в училище. Это были учебные пособия, образцы работ учеников, произведения ученической мастерской, дары полей, учебной фермы и опытного поля, машины, орудия, собственные изобретения.

«Екатеринбургская неделя» писала, что реалисты изумили посетителей выставки своими произведениями труда. Они показали выделанные ими кожи, мыло (варили ученики 7 класса сельскохозяйственного отделения), гончарную посуду, модель крестьянской избы под несгораемой крышей (собственного изобретения), образцы столярных работ, модель ветряной мельницы с 2 поставами, ветряной двигатель с горизонтальным вращением крыльев, жатвенную машину с автоматическими граблями, сенокосилку, кочкорез, переносный плуг, трещотку для сортирования льна, образцы семян культур ученического опытного поля и многое другое, полезное для уральского сельского хозяйства.

Особое внимание привлекало изобретение реалистов — модели крестьянской избы под несгораемой крышей.

Подробнее: Красноуфимские реалисты

Собственные имена с давних пор привлекали ученых и философов. С архаических времен именами были наделены не только географические «объекты, все существа живой природы, но также все люди, все племена и народы.

«В слове и в особенности имени - все наше культурное богатство, накапливаемое в течение веков» - писал ученый-энциклопедист Д.Ф. Лосев.

Будучи одним из древних народов Поволжья, марийцы в течение длительного ряда веков выработали имена собственные. Источниками древнемарийских имен являются мифы, предания, сказки, старинные песни, топонимы, память народная.

Последнее издание «Словарь марийских личных имен» (1995 г.) имеет в своей коллекции 16120 таковых. Они включают в себя имена собственные, древнемарийские. А также перенятые от родственных угро-финов, от племен и народов, от которых зависели, волжских булгар, казанских татар, уральских башкир.

Марийские имена корнями примерно из 25 онимов - от названий тотемных животных (медведя, лося, оленя), птиц (гуся, утки и др.), рыб, тотемного рода, видов растений, места рождения и т.п.

Имена уральских марийцев интересны для исследователей тем, что вплоть до 20-30-х годов 20-го столетия были неизменны со времени их переселения в наши края.

Автор предлагает читателям в алфавитном порядке небольшое количество имен собственных уральских угро- финов.

Подробнее: Марийские имена и фамилии

Из цикла «О нашей «малой» родине»

Средний Урал, особенно его юго-западные районы, интересны в этнографическом плане тем, что они многонациональны. Особое место занимают марийцы: во-первых, они здесь представляют угро-финнов; во-вторых, они были вторыми, после башкир и татар, (а в некоторых случаях первыми), поселившимися несколько столетий назад на обширных просторах древнего Уфимского плато.

Угро-финская группа объединяет 16-ть народов, их всего более 26 млн.; среди них марийцы занимают шестое место.

Само название этого народа «мари», что в переводе означает «человек; мужчина», общемирового значения: это слово имеет такое же значение в индийском, французском, латинском, персидском языках.

Угро-финские племена в глубокой древности жили от Зауралья до Балтики, об этом говорят многочисленные географические названия.

Древняя родина марийцев - Среднее Поволжье, - это берега Волги, междуречье Ветлуги и Вятки: здесь они жили более 1500 лет назад, а погребения говорят: их далекие предки облюбовали этот край 6000 лет назад.

Марийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому типу. Ядром формировавшегося в 1-м. тыс. н.э. в Волго-Вятском междуречье древне-марийского этноса были финно-угорские племена. В 10-м. веке марийцы впервые упоминаются в хазарском документе как «ц-р-мис», Угроведы считают, что среди древнемарийских племен было племя «чере», которое платило дань хазарскому кагану (царю) Иосифу дань, а на основе двух племен «меря» и «чере» (мис) возникла марийская народность, хотя до 1918 года этот народ носил колониальное название «черемис».

В одной из первых русских летописей «Повести временных лет» (12 век) Нестор писал: «На Белоозере седят весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где потече в Волгу, мурома язык свой, и черемиса свой язык...»

«Тогда было около 200 родов, объединенных в 16 племен, которыми управляли советы старейшин. Раз в 10 лет собирался совет всех племен. Остальные племена создавали союзы» - из кн. «Урал и марийцы»; авт. С. Никитин с. 19

По поводу перевода названия племени «черемис» есть разные точки зрения: это и воинственный, и восточный, и лесной, и болотный, и из племени «чер(е), Сар».

Подробнее: О марийцах Урала

В очередной моей статье я привел данные о заметных датах этого года, связанных со школами, церковными приходами, населенными пунктами Красноуфимского уезда.

Волково - название деревни, что в Артинском районе. Имела второе название - Вахруши. Новоселы были из села Торговищенского, сейчас это в Суксунском районе. Там же была деревня Волкова со вторым наименованием - Полька. Новожилы были переселены по правительственному указу с присылвенской стороны. Договор на аренду с азигуловскими вотчинниками был заключен около 1793 года, а обосновались около 220 лет назад: учти, читатель, основали новую родину на голом месте! Предки волковцев были в Горнозаводском ведомстве Сыринской волости, были в подчинении Суксунского завода Г.А. Демидова, а на новом месте стали государственными крестьянами, которые платили подать и исполняли рекрутчину, а за аренду платили 30 копеек деньгами "с сохи". А также ежегодно устраивали угощенье (шарагат), скот тоже был на их пастбищах: за лето по 60 копеек с головы и плюсом - гостинцы. При подворной переписи 1888-91 годов записано: "Волково (Вахруши) - Сажинской волости, Волковского общества, от волости 15 верст, Красноуфимска - 45, от школы, врача, церкви, Артинского базара - 9; 2 кузни, Сажинский хлебный магазин, ближайшая деревня Петухово - в 3-х верстах, вода из 14 колодцев, русские государственные Артинского прихода. Тогда в деревне было 15 дворов с населением 105 душ при 55 мужчинах и 50 женщинах, земли на 1 ревизскую душу - 18,7 десятины, лошадей - 50, коров - 38, на 1 двор живности - 6,8".

При первой советской переписи 1926 года: дворов - 38, мужчин - 100, женщин - 220. В советский период деревня была в составе Симинчинского сельского Совета Манчажского района, а после Артинского района. Земское Волково-Петуховское начальное училище было открыто в 1900 году. В 1761 году были заключены договоры с кызылбаевскими башкирами-вотчинниками, на основании которых в последующие годы возникли Багышково, Тавра Большая и Малая, а Сарсы Первые - по договору с сызгинскими вотчинниками.

В Багышково в 60-х годах XIX века было хозяйств - 94 при 277 мужчинах и 278 женщинах; в 1888-91-м: 132 двора с населением 739 (355 - 384), лошадей - 395, коров - 275. Тогда селение относилось к Большеокинской волости, записаны как тептяри-припущенники. Были выходцами из Бирского уезда, т.е. относятся к южному направлению миграции волжских марийцев. По случаю недоверия к кунгурским марийцам были подселены в Андрейково, где было восемь их дворов, хотя подчинение осталось Больше-Окинским. При переписи 1926 года центр сельсовета в составе Артинского района с населенными пунктами - Большая и Малая Тавра, Верхнее и Нижнее Рыбино, Егорова заимка, мельница, сельхозкомму на, а в самом Багышково 160 дворов с населением 783 марийцев (362-421) и 15 русских. Земское начальное училище было открыто 120 лет назад - в 1896 году.

Тавра Большая представлена данными 60-х годов XIX века: 140 дворов, 436 мужчин, 456 женщин. В 1888-91-м годах: дворов - 225, мужчин - 573, женщин - 568, лошадей - 529, коров - 377, на 1 двор - 4,6, земли на 1 работника- 21,3 десятины. Выходы из Бирского уезда, Тогда была в составе Ювинской волости, а после 1917 года - в Манчажском, Артинском, Сажинском, Красноуфимском районах. До 1917-го в ходе насильственной христианизации в массовых марийских молебенных местах были открыты миссионерские школы (такой опыт был в Османской империи по подготовке янычар) здесь, в Больших Карзях, Юве, а также Боголюбовский женский монастырь на месте обычного источника, который для доверчивого и наивного народа был объявлен "святым".

Подробнее: Вот моя деревня, вот мой дом родной

«Господь ваш да ниспошлет на вас милость свою и да устроит для вас ваши дела ло своему благословению». (Из Корана)

В свое время я писал о тюркоязычных народах Приуралья. Что касается башкир РФ, то их численность - 1678000 человек (2002 г.), в частности, и Башкортостане - 1221,3 тысячи, в Оренбургской области - 52,7, Пермской -40.7, Свердловской -37,3. Челябинской - 166,4, Курганской - 15,3. Тюменской-46600. Есть такая классификация этого народа: 1) башкиры-вотчинники и их припущенники; 2) башкиры-вотчинники; 3) башкиры из тептярей бывшего военного заведения; 4) башкиры и татары бывшего гражданского ведомства. По племенному составу: башкиры; башкиры из тептярей; мещеряки; татары. Считается, что предки башкир обитали среди огузских племен в Средней Азии в IX веке. К 920-му году они перекочевали через Южную Сибирь в Предуралъе. Различают четыре антропологических типа: (!) сабуральский (уральская раса) - населяют северо-запад и запад Башкирии; светло-европеоидный (беломоро-балтийская) - СЗ и 3; южносибирская раса - СЗ и 3; южно-европеоидная (понтийскнй вариант, иидосредиземноморская раса) в бассейне реки Дема и ЮЗ и ЮВ горнолесистых районов. За большой исторический период образовалось более 50 башкирских племен, вот некоторые из них - ар, бисер, истяк, ишбулаг, мишар, сабир и др. Башкирский язык относится к кипчакской группе, и различают три диалекта: восточный (кувакин), южно-юрматский и западный (бурзян).

В наших краях наиболее известны таковые: дуван, кошсы, сызгы, упея.

Подробнее: О гайнах и гайнинцах

Красноуфимский уезд был известен именами неординарных личностей, активная и плодотворная деятельность которых на общественном поприще вошла в историю нашего края. В числе их были гласные уездного собрания, учителя, врачи, состоятельные люди - купцы, землевладельцы, промышленники. Среди них редко упоминается имя Альфонса Фомича Поклевских-Козелл. А ведь он бывал в Красноуфимске, здесь имел винные склады (сейчас там ремзавод), дом, где был старый нарсуд. Владелец соседнего Тюшевсного завода заезжал к Голубцовым лишь несколько раз в связи с заключением договора о долгосрочной аренде Александровского винокуренного завода: «Поклевский приезжал с семейством в свой дом (22.07.1872): ночью Поклевский приехал (06.10.1872). Барин взяли меня и поехали к Поклевскому (04.12.1873)» - это в Красноуфимск, где у него все же был дом, а также был дом в с. Александровском, где его талицкие люди работали на арендованном винокуренном заводе.

Сами Поклевских-Козелл считали себя родовитыми поляками, хотя не скрывали, что выводят свой род из России. Их предок, некто Пётр Козлов, был «диссидентом» времен Ивана Грозного. Перешел на польскую сторону, за службу польскому королю получил имение Поклево (1). Предание, сохранившееся в семье Поклевских, объясняет семантику фамилии и имения просто: «под кленом». Так возникло образование Поклевские (от имения) - Козелл (от Козлова). Иногда эта фамилия писалась «Козелло-Поклевские», что диктовалось региональными условиями. Впоследствии Поклевских-Козелл часто подписывались только как Поклевские, реже, как Козелло. Это объяснялось необходимостью соблюдения порядка в финансовых документах. Интересная подробность. В Народной Польше после Второй мировой войны началась борьба с различными проявлениями аристократии, в том числе с двойными фамилиями. Власти потребовали от носящих двойные фамилии отказаться от одной из ее частей. Прошла даже кампания по смене паспортов. Таким образом, многие из Поклевских-Козелл ныне свои фамилии пишут лишь как Поклевские. От этих корней был тот самый Альфонс Фомич, о котором и его отпрысках речь пойдет дальше.

Родился он в 1809-м. Происходил из дворян Лепельского уезда Витебской губернии. Образование получил в Полоцком пиаристском училище и в Виленском университете. Карьеру себе сделал в империи. География его службы такова: Санкт-Петербург, в ведомстве госконтроля по департаменту морских отчетов (1830-й); Астрахань (1831-й) - столоначальник по рекрутскому присутствию; Томск (1834-й) - в должности общего губернского управления; снова Питер (1835-й) - в департаменте исполнительной полиции МВД, после здесь же - чиновник особых поручений; Тобольск (1838-й) - асессор (казенной палаты, которая занималась реестром доходов и расходов казначейства, опекала торговлю вином и солью). В заштатный Тобольск успешный молодой поляк попал после такого происшествия; на одном из званых вечеров кто-то из представителей императорских кровей нанес ему словесное оскорбление, за что был выброшен в окно. За время тобольской службы он заимел обширные связи, так как пути-дороги не единожды проехал по губерниям - Тобольской, Томской, Пермской. Размах его деятельности поражает: строил пароходы, искал золото, доставлял казенные грузы. «Совершенно неизвестно, когда он спал и вообще отдыхал. Только немногие знали, как работает этот миллионер и с какой осторожностью ведет он дела».

Подробнее: О Поклевских-Козелл замолвите слово

В юбилейном сборнике "Артинский район", вышедшем в 2004 году и посвященном 80-летию образования района (под редакцией Ю. Красильникова), есть нерасшифрованные топонимы. Я взял смелость попытаться раскрыть их изначальное значение.

Емашка - речка, левый приток реки Суя, протекает на границе Артинского района и Белокатайского; есть село Емаши, от слова "яман" (еман) - плохой, дурной; в Татарии есть населенные пункты - Яман, Ямашево.

Индостак - три небольших притока реки Артя, впадают в нее в 4-х км выше села Старые Арти, в засушливое лето высыхают, "инь" с коми-пермяцкого - жена, женщина, "ен" - с коми - бог, "ин" с удмуртского - небо, скорее всего, от тюркского "ин"+достание - самый, вссьма+сказитель, буквально - речки, похожие на сказку (то текут, то высыхают): кроме того, "инеш" - речка, ручей, ручеек.

Кантар-куль - название старицы реки Артя в полукилометре от деревни Артя-Шигири; в Башкирии есть озеро Кан-дракул, поселок Кандры; от булгарского "кандыр" - бобер, т.е. бобровое озеро, озеро, где водятся бобры.

Караготка - речка, левый приток реки Югуш, "карапо" -смородина, берега лесных речек изобилуют смородиновыми местами.

Карагуз - ручей горного характера, левый приток реки Уфы выше горы Большой Камень, топоним тюркского характера, "кара" - черный, "гез, кез, куз" - источник, ручей.

Каракулька - название речки, вытекающей из болота, приток речки. Черный Ключ - на "с-з" от села Поташка, с тюркского - "черное озеро".

Кокай - название речки, левого притока реки Уфы, берет начало в Нижнесергинском районе, возможно, от коми-пермяцкого, "кок" - кукушка.

Курсак - две лесные речки с таким названием в 2-х км от деревни Комарове. "Корсак" с тюркского - степная лиса, скорее всего, эти земли принадлежали местному жителю (башкиру) по имени Курсак, Корсак (бай).

Кушуги - две речки, левые притоки реки Югуш; "куш" - с коми-пермяцкого - обнаженное место, "кош" - с западномансийского - длинный, "кош" с тюркского - 1 .Лагерь. 2.Стоянка.

Подробнее: О топонимах нашего края

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube