Малоизвестное о нашем крае

ruenfrdeelitptsres

Библиотечные страницы

«Мне необходимо ездить. Обще­ние с живыми вещами почти за­мещает мне чтение книг», - та­ков был девиз поэта В.В. Маяков­ского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.

У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяков­ский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы услови­лись встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секун­ды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый мо­мент, когда раздался прощальный па­ровозный гудок».

На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.

- А как здорово слушали поэму!» (Ма­яковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).

Поезда ходили тогда с такой скоро­стью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».

При дальнейшей поездке от Каза­ни до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневал­ся - наш ли это вагон:

- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.

Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».

Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил про­гуляться но перрону. Мороз треску­чий.

Подробнее: Маяковский в Красноуфимске

В 30-е годы 19-го столетия Александр Сергеевич Пушкин глу­боко изучал проблему крестьянских восстаний. Рамки работы над романом «Дубровский» не давали возможности поставить ее на должном уровне. Это было сделано им в «Капитанской доч­ке» и в историческом романе «История Пугачева».

А.С. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» в январе 1833 года. А уже 25 марта приступил к на­писанию первой главы. И очень быс­тро - 25 мая - закончил первую, чер­новую, редакцию рукописи.

В процессе работы Пушкин общал­ся не только с очевидцами событий, он счел необходимым побывать на местах сражений. Между 2 и 23 сен­тября он совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Орен­бург, Уральск, где опрашивал старо­жилов, записывая их рассказы в до­рожную записную книжку, а также работал в архивах.

«Здесь (в Симбирске - прим. авт.) я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окре­стности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записы­вал, и очень доволен, что не напрас­но посетил эту страну, - писал он Н.Н. Пушкиной 8 сентября. «Насилу дое­хал до Оренбурга... завтра еду к яицким казакам», - это из письма жене от 19 сентября. «В деревне Бреде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я удачу: нашел 75-летнюю казачку, ко­торая помнит это время...» - из пись­ма от 2 октября.

Скорее всего в ходе изучения ар­хивных документов А.С. Пушкин натолкнулся на название бывшей кре­постцы, которая оказалась втянутой в бурный водоворот крестьянской войны, известной под названием «пугачевщина». Вот как он писал: «Пуга­чев, отраженный от Кунгура майором Поповым, двинулся было к Екатерин­бургу, но, узнав о войсках там нахо­дившихся, обратился к Красноуфимску» (ПСС, 1981 г., т. 10, стр. 61).

Так под пером великого поэта и пи­сателя впервые появилось название нашего городка-крепости. Впрочем, изучая его труды, я насчитал 6 упоминаний о Красноуфимске. Вот как звучат еще два: «11 июня Попов, узнав, что Пугачев находится близ Красноуфимска, пошел туда, в 8 вер­стах (в районе села Александровс­кого - прим. авт.) был атакован, ре­тировался в Кунгур» (ПСС, т. 9. стр. 656). И далее читаем: «Пугачев, сво­бодный от погони, пошел в Красноуфимск. И, встретя идущего на него из Кунгура гарнизонного полковника Попова с 400 рекрутами, и мужиков 400, с четырьмя пушками, атаковал его и преследовал 20 верст до само­го Кунгура. Но Попов, выстроясь в каре, отстреливался, и 13-го возвра­тился. Пугачев пошел на Иргинский и Уинский заводы» (там же, стр. 663).

Так великий Пушкин вписал Красноуфимск в российскую историю.

Валерий ГАНЬКИН, краевед. г. Красноуфимск

          Ганькин В. Пушкин о Красноуфимске/ В. Ганькин// Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 6. - С. 4.

Статистика:

  • каждый сутки на земном шаре происходит в среднем более 200 землетрясений;
  • по балльности (шкале Рихтера) в среднем за год проис­ходит два - 8-балльных, двадцать - 7-балльных, сто - 6-балльных, 3 тысячи - 5-балльных, 15 тысяч - 4-балльных и около 100 тысяч - 3-балльных. Люди ощущают лишь 3-4-балльные сотрясения земли;
  • с начала цивилизации от землетрясений погибло около 150 миллионов человек. Наиболее впечатляющим и разру­шительным в современной истории было землетрясение 1976 года, когда насчитали до полумиллиона жертв;
  • в относительно спокойной Европе за период с 1953 по 1978 год погибли от этого явления природы 34 тысячи чело­век.

Первыми статистику умеренных и сильных сотрясений зем­ной тверди стали вести китайцы более 3 тысяч лет назад. Есть японский каталог, он охватывает меньший период, но не содержит пропусков. Первый сейсмограф (прибор для фиксации землетрясений) был создан тоже китайцем, Чжан Хэном, в 132 году нашей эры. Это был сосуд с 4-мя головка­ми дракона, обращенными по сторонам света, в пасти каж­дой головы находились металлические шарики, связанные с вертикальным маятником. При сотрясении шарик падал в рот жабы.

Электромагнитные (маятниковые) сейсмографы появились в начале 20-го века и почти одновременно были установле­ны в разных частях планеты. Сейчас в мире больше 1000 сейсмических станций, своего рода ушей человечества, при­ложенных к телу Земли, данные с них поступают в Междуна­родное сейсмическое бюро во французский город Страсбург.

В России землетрясения фиксировались в летописях, на­чиная с «Повести временных лет»,- около 1096 года. А наи­более полно эти явления отражены в «Каталоге землетрясе­ний в Российской империи» (И. Мушкетов, А. Орлов), издан­ном в 1893 году.

Из него можно узнать, что больше всего распространены ТЕКТОНИЧЕСКИЕ землетрясения, возникающие в горных по­родах. А Урал - горная страна, поэтому нам интересно, на­сколько часты и сильны были землетрясения у нас.

Вообще-то Урал - это горная система, покоящаяся на твердой платформе. Но и она подвергалась тектоническим катак­лизмам. Так, в 1798 году землетрясение было зафиксировано в Перми, Екатеринбурге, Кунгуре и Верхотурье: «В ночь на 12 мая выпал снег. В этот же день послышался глухой шум зем­летрясения. Оно не принесло особого вреда, но от бывшей в то время стужи на всем пространстве Пермской губернии по­страдал местами хлеб, который, впрочем, потом поправился», «...в 4 часа 30 минут произошло землетрясение в городе Пер­ми. Продолжительность - несколько секунд. В соборной церк­ви качались паникадила, тряслись связи и слышен был какой-то гул. В домах колебались стены и мебель, трещали окна. Сила землетрясения - 4 балла» («Каталог...», стр. 188).

Подробнее: Землетрясения на Урале

В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сло­жились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.

Приведенный последний тракт получил название Мос­ковско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандаль­ным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», кото­рую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая пред­ставляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.

В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важ­нейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устрое­на таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.

В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд за­водских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).

Известно, что самый южный вариант Сибирского трак­та по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Бы­ково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.

До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюд­на. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).

Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).

Подробнее: "Зигзаги" Сибирского тракта

Посвящается памяти П.П. Бажова. 27 января исполняяется 125 лет со дня его рождения.

Этот материал в первую очередь обращен к тем, кто помнит извест­ного уральского писателя Павла Пет­ровича Бажова как депутата Верхов­ного Совета СССР.

Павел Петрович близок к нам по двум причинам. Во-первых, будучи учащимся Пермской духовной семи­нарии в 1893-99 гг., неоднократно проезжал по Сибирскому тракту. В книге воспоминаний о Бажове напи­сано: «Когда выехали на старый Си­бирский тракт, памятный Павлу Пет­ровичу с детства, он замолчал, на воп­росы отвечал односложно, внимательно всматривался, в сгуща­ющихся сумерках старясь разглядеть знакомые места...: «Тут, сколько по­мню, будет крутой поворот, а за ним спуск...» (дело происходило в сентяб­ре 1946 года). Во-вторых, оказывает­ся, Павел Петрович за 22 года до это­го ездил по делам в только что орга­низованный Манчажский район.

Так сложилось, что инициатива о выдвижении Бажова в депутаты Вер­ховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу исходила из Манчажа. Об этом пи­сал известный журналист С. Мешавкин: «Позади Красноуфимск. Доро­га петляет по берегу Уфы и ее стариц (полагаю, ехали через Крылово, Дружинино, Бардым, Манчаж - прим. автора)». Конюхом был Сташка Алиев, который заведовал райисполкомовскими рысаками. Была тогда в Манчаже гостиница, где и размести­ли. Было тогда уже и электрическое освещение от движка местной МТС.

В Манчаже состоялась первая встреча с кандидатом в депутаты. Старый, довоенной постройки Дом культуры не мог вместить всех же­лающих послушать Павла Петровича. На встрече выступили многие, в том числе, директор единственного в районе Натальинского стеклозаво­да Томашевский. Во время этой по­ездки Бажов побывал и в Верхнем Бардыме, где провел встречу с мест­ными жителями в доме секретаря парторганизации колхоза «Увий» Лавровой Татьяны Ивановны.

В сентябре того же года Бажов ез­дил в колхоз «Заря» Ачитского рай­она: «...ранним вечером выехали...к Терновым Александру Перфильевичу и Марии Гавриловне. Мы на рас­свете прибыли в «Зарю». Нас ждали и нам были рады. Весь следующий день ходили по колхозу... Когда пришли на строящуюся плотину, он и Тернов горячо обсуждали возможность разведения рыбы в пруду. На участке для нового поселка посмот­рели места, отведенные под строи­тельство домов, больницы, школы, усадеб для специалистов».

Подробнее: Бажов - депутат по Красноуфимскому избирательному округу

Мы на Одноклассниках

 

Мы в контакте

 

НЭДБ

Мы на youtube

перед эти кодом