Всю работу по открытию марийской семинарии выполнял ЕФРЕМОВ Гаврил Ефремович /1888 - 1931/ (на снимке). Он же был утвержден и первым директором вновь созданного учебного заведения. Выходец из небольшой марийской деревни, он закончил Казанскую учительскую семинарию и был направлен в качестве учителя национальных школ Урала. С 1907 года работал в д. Васькино Суксунского района Пермской области. Получив назначение на должность директора учительской семинарии, Гаврил Ефремович становится ду-шой и организатором этого учебного заведения.
В 1920 году Наркоматом просвещения РСФСР учительская семинария преобразовывается в трехгодичные педагогические курсы, директором которых утверждается Л.Я. Мендияров, имеющий законченное высшее образование. Второй учебный год педагогические курсы начали с 42 учащимися. На курсах работало уже четверо учителей. Одним из первых преподавателей был В.А. АНДРЕЕВ, обучающий учащихся русскому языку.
В 1921 году педагогические курсы преобразованы в Урал-Марийский педтехникум.
Голод 1921 года тяжело отразился, на работе вновь созданного учебного заведения: количество обучающихся уменьшилось, срывались нормальные учебные занятия, резко ухудшилось питание. Из-за невозможности нормально финансировать преподавателей Наркомпрос принял решение временно закрыть некоторые марийские педтехникумы, в том числе и Красноуфимский, Но при поддержке местных властей Красноуфимского уезда Урал-Марийский педтехникум все же был сохранен. Коллектив преподавателей и студентов решил работать в совхозе, изыскивать внутренние резервы. Педтехникум был взят на местный бюджет уезда.
После окончания гражданской войны контингент студентов быстро растет. 25 октября 1922 года техникум переведен с территории учебного совхоза в город Красноуфимск. Под учебный корпус предоставлено помещение бывшего городского училища по улице Свердлова, 14. Выделены в городе помещения и под общежития.
В учебном здании создавались новые кабинеты, лаборатории, приобреталось необходимое оборудование, литература. Жизнь в техникуме ожила. Работал ученический комитет, а позднее и профком, успешно функционировала комсомольская организация. Во второй половине двадцатых годов была организована работа начальной опорной школы, в которой дети учились с 1 по 5 класс, и являлась она базой для практики студентов, чего добились директор педтехникума Вельский Василий Евсеевич и Мария Терентьевна ЗЫКИНА, будущая заведующая этой школой. Под ее руководством работали педагоги: Янгиров, Мишин, Семенов, Степанов. Мария Терентьевна была чрезвычайно требовательна к себе, и это давало ей право требовать и с других. Память об этом человеке сохранили ее ученики. Так вспоминает о Зыкиной Ф.Я. Яшкин: «Она была самой любимой нашей учительницей. Требовательна к себе и к нам, она переживала вместе с нами наши неудачи, радовалась нашим успехам». В школе впервые была создана пионерская организация, а вожатой стала студентка техникума Асия Сатраповна ТИХОНОВА
Материал из летописи педколледжа подготовила В.А. ШУСТИКОВА.
// Вперед. – 1999. -30 июня. – С. 3
СПРАВКА: к концу 20-х годов возрастает потребность в русских учителях, и вот в 1929 году открывается русский педтехникум. С этого времени в Красноуфимске действуют два педтехникума - русский и марийский. И лишь в 1939 году эти два учебных заведения сливают в одно - русское педучилище с марийским отделением.
За время существования педтехникума из его стен вышло немало замечательных людей.
В 30-е годы в педтехникуме работали отделения: подготовительное, политпросветительское, дошкольное и полеводческое, но просуществовали они недолго. Дошкольное было слито со школьным, а полеводческое было переведено в в сельскохозяйственный техникум.
Студенты и преподаватели оказывали большую помощь местным и партийным советским организациям по ликвидации неграмотности. Особенно большая работа была проведена в период сплошной коллективизации сельского хозяйства. В техникуме имелась кинопередвижка, и студенты выезжали для показа кинофильмов в деревни Суксунского, Артинского, Манчажского и Красноуфимского районов. Энтузиастами этой работы были Бабицын, махов, Разумков, Филиппов. Показ кинофильмов они совмещали с агитационной работой.
Прекрасно зарекомендовал себя радиокружок преподавателя С.А. Леонтьева. Кружковцы под его руководством радиофицировали учебное здание, интернаты, подшефные деревни, имея собственноручно изготовленные детекторные или одноламповые радиоприемники.
За двадцать лет своего существования Урал-Марийский педтехникум дал законченное среднее педагогическое образование 400 человекам. Почти столько же получили общеобразовательную и специальную подготовку на разных курсах. Закончили педтехникум в эти годы многие выпускники, ставшие в последующие годы хорошими специалистами. Преподаватель математики Румянцев Павел Никандрович, «Отличник народного просвещения», Полыгалова-Федотова Тамара Петровна, которая после окончания учебы в 1927 году проработала учителем начальных классов 38 лет, из них 25 лет работала заведующей школой N 2, где студенты педтехникума давали свои пробные уроки.
Подробнее: Кузница кадров
С середины двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, залатанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.
Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.
С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.
Подробнее: В ногу со временемВ 1965 году - в год 90-летия Красноуфимского аграрного колледжа впервые, по инициативе директора Н. А. Голенищева, выпускника техникума 1931 года, была оформлена фотоэкспозиция. Фотографии были использованы из домашнего архива бывшего директора техникума (1941-1958 гг.) М. 3. Комаровского.
К 100-летию техникума Михаил Захарович Комаровский, Иван Андриянович Долгодворов и лаборант Тамара Феофановна Чистякова организовали переписку с выпускниками 1920-1950 гг. Большую помощь оказывали преподаватели Кокотчиков Михаил Васильевич, Аликин Алексей Георгиевич, Запрудин Григорий Георгиевич, Зубкова Вера Степановна, фотограф Штыков Николай Ильич, художник Пономарев Николай Алексеевич. Среди учебных групп был объявлен конкурс по сбору и оформлению материалов о выпускниках.
В 1983 г. после сдачи в эксплуатацию нового бытового корпуса музей переехал в освободившееся большое помещение бывшей библиотеки.
Преподаватель технической механики (1950-1980 гг.) Вера Степановна Зубкова подготовила фотодокументы на стенд о выпускнике 1941 г., Герое социалистического труда В.Н. Краюхине и оформила фотоальбом «Газета «Вперед» о совхозе-техникуме» из собранных С.А. Неволиным газетных материалов за 1960-1980 гг.
В 1980-е годы в учебную программу техникума был введен курс «Общественно-политическая практика», одним из заданий этого курса был сбор и оформление материалов о выпускниках техникума. Таким образом, студенты собрали материалы о выпускнике 1941 г., Заслуженном агрономе РСФСР Титове Владимире Александровиче; выпускнице 1953 г, депутате Верховного Совета РСФСР Курмановой Любови Александровне; о выпускнике 1955 г. Герое Социалистического Труда; депутате Верховного Совета СССР Аплаеве Петре Николаевиче; о выпускнике 1957 г., Заслуженном агрономе РСФСР Михрякове Николае Васильевиче, работавшем в совхозе «Ключиковский» директором.
Выпускник 1929 г., Заслуженный агроном РСФСР Иван Андриянович Долгодворов предоставил музею ряд фотоальбомов, один из них «Комсомольцы сельскохозяйственного техникума 1920-х годов».
Подробнее: Музей агроколледжа: как начинался?История становления, развития и совершенствования профессионального образования в России имеет глубокие корни. Более 300 лет назад профессиональное образование в России было положено на государственную основу, причем раньше, чем в Европе. Мудрость Петра I проявилась в осознании необходимости подготовки молодых специалистов для развивающегося государства. Он лично сам составлял первые учебные планы и программы занятий, подбирал преподавателей для артиллерийской и математико-навигацкой школ, с обязательным включением в программы обучения арифметики, словесности, геометрии, географии, астрономии. Обучение в то время носило практический характер. К примеру, будущих навигаторов учили не только механике, но и токарному и плотницкому ремеслам.
Благодаря указам императора Петра, стараниями предпринимателей Демидовых, управляющему горными заводами В.Н. Татищеву на Урале появились первые заводские школы. Именно В.Н. Татищев обосновывает важнейшие направления профессионального образования для школ горнозаводской промышленности, создает для них первые уставы.
В послереволюционный период Наркомпроссом была принята " Декларация о профессионально-техническом образовании в РСФСР". Недостатком этого периода подготовки рабочих кадров было то, что учебные заведения не имели связи с производством и развитием индустриализации. В 30-е годы они были переданы в ведение промышленности и реорганизованы в школы ФЗУ и частично в техникумы. От школы ФЗУ - до техникума.
Для вновь открывшейся железной дороги Москва - Екатеринбург в паровозное депо и другие предприятия на станции Красноуфимск потребовались квалифицированные рабочие. В связи с этим отделом просвещения Московско-Казанской железной дороги на базе паровозного депо Красноуфимск 5 декабря 1925 года создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), ныне Красноуфимский филиал Уральского железнодорожного техникума, с первым набором учеников в количестве 50 человек по профессии "Слесарь по ремонту паровозов". В 1932 году построено новое типовое здание на улице Первой Деповской с учебными аудиториями, мастерскими, кузницей, столовой и хозяйственными постройками. С этого времени здесь готовятся рабочие практически всех профессий, необходимых для организации движения поездов и их ремонта.
В этот период уделяется большое внимание новому содержанию, формам и методам теоретического и практического обучения. Особое внимание уделялось общественно-практической работе, ученическому самоуправлению, физической и военной подготовке.
Из стен Красноуфимской школы ФЗУ 20-30-х годов выпустились сотни рабочих, которые через несколько лет встали на защиту Отечества и самоотверженно трудились в тылу. Среди них почетные граждане города: А.Е. Закорюкин - мастер локомотивного депо; Н.Ф. Кретов - председатель Красноуфимского горсовета; В.Ф. Тулин - поэт, журналист; С.А. Никифоров - мастер по дизельным установкам в дистанции электроснабжения; Н.Ф. Сухобский - Герой Советского Союза; Н.Д. Моржерин - полковой комиссар авиационной дивизии, и многие другие.
Подробнее: Из истории профессионального образования в России