Марийское население на Урале в конце XIXи начале XXвека было почти поголовно неграмотным, хотя делались попытки научить писать и читать жителей марийских сел и деревень. Так, упоминание об открытии первых школ для мари на Урале относится к 1862-63 годам. В Красноуфимском уезде эта проблема тоже решалась. В трех марийских деревнях: Юве, Б-Тавре и Тебеньковой, а позднее и еще в семи населенных пунктах появились школы. Но учителями в них работали люди случайные, не имеющие ни общеобразовательного, ни педагогического образования.
Деятели миссионерского ведомства ставили при этом одну цель: путем обучения детей в этих школах воспитывать население мари в духе подчинения и почитания существующих за конов. Но задача эта не была выполнена. Так, в Верхпотамской школе в течение трех лет занималось всего четыре ученика, из них только двое марийцев. В Тебеньковской школе ученики вообще перестали посещать занятия, т.к. не хотели осваивать грамоту, и школу закрыли. Да и преподавание в них велось на русском языке, которого дети мари не знали.
В 1886 году Министерство просвещения царского правительства организует работу школы своего ведомства в Верхнем Бугалыше, а Красноуфимское уездное земство в Нижнем Бардыме открыло земскую своего подчинения. Но неразрешимой проблемой оставался вопрос с учителями. Наконец, в 1892 году в восемнадцати километрах от Красноуфимска начала работать второклассная учительская школа для подготовки учителей для мари. Под усадьбу для нее Красноуфимская уездная земская управа приобрела у башкирского населения 265 десятин земли. Но поступить в эту школу могли только марийцы, принявшие православную веру. Марийское же население почти полностью придерживалось языческой веры. И это было непреодолимым препятствием.
С 1882 года по 1918 г. учительская школа приняла всего 142 марийца, а окончили ее только 11. На том участке земли, вдали от тракта, стоял большой дом, где размещались классные комнаты. Здесь же жили заведующий школой и часть воспитанников. Все хозяйственные работы выполняли ученики. Наиболее бедные из них не уезжали домой и на каникулы, а оставались на сельскохозяйственные работы при школе, чтобы заработать себе средства для жизни и учебы зимой. Очень много приходилось работать беднякам и сиротам: Бобину Ефиму Елисеевичу, оставшемуся без отца и матери, Копыркину Федору Алексеевичу и Маврину Семену Афанасьевичу. Так было до революции.
После установления Советской власти в марийских деревнях начинает налаживаться дело народного образования, и теперь уже учатся не только дети, но и взрослые. Для поголовной ликвидации безграмотности открываются избы-читальни, библиотеки, клубы, народные дома. Принимается решение закрыть старую второклассную учительскую школу и открыть учительскую семинарию. Осуществлению этого плана помешала гражданская война. Красноуфимский район стал прифронтовым. Имущество и скот бывшей второклассной учительской школы были расхищены, а работники сбежали с Колчаком. Летом 1919 г. после освобождения города Красноуфимска частями Красной Армии Ювинская волость и миссионерский хутор, где находилась второклассная учительская школа, вошли в состав малой Башкирии со столицей в городе Стерлитамаке. Ювинский волостной ревком вынес решение:
Подробнее: От учительской семинарии до педколледжа
Всю работу по открытию марийской семинарии выполнял ЕФРЕМОВ Гаврил Ефремович /1888 - 1931/ (на снимке). Он же был утвержден и первым директором вновь созданного учебного заведения. Выходец из небольшой марийской деревни, он закончил Казанскую учительскую семинарию и был направлен в качестве учителя национальных школ Урала. С 1907 года работал в д. Васькино Суксунского района Пермской области. Получив назначение на должность директора учительской семинарии, Гаврил Ефремович становится ду-шой и организатором этого учебного заведения.
В 1920 году Наркоматом просвещения РСФСР учительская семинария преобразовывается в трехгодичные педагогические курсы, директором которых утверждается Л.Я. Мендияров, имеющий законченное высшее образование. Второй учебный год педагогические курсы начали с 42 учащимися. На курсах работало уже четверо учителей. Одним из первых преподавателей был В.А. АНДРЕЕВ, обучающий учащихся русскому языку.
В 1921 году педагогические курсы преобразованы в Урал-Марийский педтехникум.
Голод 1921 года тяжело отразился, на работе вновь созданного учебного заведения: количество обучающихся уменьшилось, срывались нормальные учебные занятия, резко ухудшилось питание. Из-за невозможности нормально финансировать преподавателей Наркомпрос принял решение временно закрыть некоторые марийские педтехникумы, в том числе и Красноуфимский, Но при поддержке местных властей Красноуфимского уезда Урал-Марийский педтехникум все же был сохранен. Коллектив преподавателей и студентов решил работать в совхозе, изыскивать внутренние резервы. Педтехникум был взят на местный бюджет уезда.
После окончания гражданской войны контингент студентов быстро растет. 25 октября 1922 года техникум переведен с территории учебного совхоза в город Красноуфимск. Под учебный корпус предоставлено помещение бывшего городского училища по улице Свердлова, 14. Выделены в городе помещения и под общежития.
В учебном здании создавались новые кабинеты, лаборатории, приобреталось необходимое оборудование, литература. Жизнь в техникуме ожила. Работал ученический комитет, а позднее и профком, успешно функционировала комсомольская организация. Во второй половине двадцатых годов была организована работа начальной опорной школы, в которой дети учились с 1 по 5 класс, и являлась она базой для практики студентов, чего добились директор педтехникума Вельский Василий Евсеевич и Мария Терентьевна ЗЫКИНА, будущая заведующая этой школой. Под ее руководством работали педагоги: Янгиров, Мишин, Семенов, Степанов. Мария Терентьевна была чрезвычайно требовательна к себе, и это давало ей право требовать и с других. Память об этом человеке сохранили ее ученики. Так вспоминает о Зыкиной Ф.Я. Яшкин: «Она была самой любимой нашей учительницей. Требовательна к себе и к нам, она переживала вместе с нами наши неудачи, радовалась нашим успехам». В школе впервые была создана пионерская организация, а вожатой стала студентка техникума Асия Сатраповна ТИХОНОВА
Материал из летописи педколледжа подготовила В.А. ШУСТИКОВА.
// Вперед. – 1999. -30 июня. – С. 3
СПРАВКА: к концу 20-х годов возрастает потребность в русских учителях, и вот в 1929 году открывается русский педтехникум. С этого времени в Красноуфимске действуют два педтехникума - русский и марийский. И лишь в 1939 году эти два учебных заведения сливают в одно - русское педучилище с марийским отделением.
За время существования педтехникума из его стен вышло немало замечательных людей.
В 30-е годы в педтехникуме работали отделения: подготовительное, политпросветительское, дошкольное и полеводческое, но просуществовали они недолго. Дошкольное было слито со школьным, а полеводческое было переведено в в сельскохозяйственный техникум.
Студенты и преподаватели оказывали большую помощь местным и партийным советским организациям по ликвидации неграмотности. Особенно большая работа была проведена в период сплошной коллективизации сельского хозяйства. В техникуме имелась кинопередвижка, и студенты выезжали для показа кинофильмов в деревни Суксунского, Артинского, Манчажского и Красноуфимского районов. Энтузиастами этой работы были Бабицын, махов, Разумков, Филиппов. Показ кинофильмов они совмещали с агитационной работой.
Прекрасно зарекомендовал себя радиокружок преподавателя С.А. Леонтьева. Кружковцы под его руководством радиофицировали учебное здание, интернаты, подшефные деревни, имея собственноручно изготовленные детекторные или одноламповые радиоприемники.
За двадцать лет своего существования Урал-Марийский педтехникум дал законченное среднее педагогическое образование 400 человекам. Почти столько же получили общеобразовательную и специальную подготовку на разных курсах. Закончили педтехникум в эти годы многие выпускники, ставшие в последующие годы хорошими специалистами. Преподаватель математики Румянцев Павел Никандрович, «Отличник народного просвещения», Полыгалова-Федотова Тамара Петровна, которая после окончания учебы в 1927 году проработала учителем начальных классов 38 лет, из них 25 лет работала заведующей школой N 2, где студенты педтехникума давали свои пробные уроки.
Подробнее: Кузница кадров
С середины двадцатых годов педагогическое учебное заведение набирает силу. Контингент год от года увеличивается: в 1925-26 учебном году обучается уже 167 человек, несмотря на тяжелые бытовые условия. У многих студентов не было даже смены белья, не говоря уже о приличной одежде и обуви: лапти, холщевые рубахи, залатанные зипуны. Для студентов надо было оборудовать общежития, столовую, баню, обеспечить постельными принадлежностями - необходимо было удержать принятый состав, добиться стопроцентной посещаемости. Вновь поступившие - в основном дети бедных крестьян, сироты, воспитанники детских домов, беспризорники. Стипендию получали не все, а иных средств существования у многих не было. Облегчал положение студентов принцип коллективного распределения стипендиальных средств, а также помощь учебного совхоза, за счет продуктов которого было организовано дополнительное горячее питание.
Но, преодолевая все эти трудности, число студентов росло и к 1930 году достигло 247 человек. Педтехникум превращается в крупное учебное заведение. В нем создаются новые отделения: дошкольное, политико-просветительное, полеводческое. Здесь устраиваются съезды-совещания учителей, политпросветработников, ликвидаторов неграмотности для обсуждения организационных и методических вопросов с целью повышения деловой и политической подготовки кадров.
С 1927 по 1935 годы Урал-Марийский педтехникум по заданию областных организаций осуществлял также проведение курсов по подготовке председателей и секретарей сельсоветов, секретарей партийных организаций колхозов, комсомольских работников, женорганизаторов, ликвидаторов неграмотности и др. Кроме того, техникум во время школьных каникул устраивал совещания-конференции учителей, оказывая им повседневную учебно-методическую помощь. Преподаватели принимали активное участие в обследовании марийских школ.
Подробнее: В ногу со временемВ 1965 году - в год 90-летия Красноуфимского аграрного колледжа впервые, по инициативе директора Н. А. Голенищева, выпускника техникума 1931 года, была оформлена фотоэкспозиция. Фотографии были использованы из домашнего архива бывшего директора техникума (1941-1958 гг.) М. 3. Комаровского.
К 100-летию техникума Михаил Захарович Комаровский, Иван Андриянович Долгодворов и лаборант Тамара Феофановна Чистякова организовали переписку с выпускниками 1920-1950 гг. Большую помощь оказывали преподаватели Кокотчиков Михаил Васильевич, Аликин Алексей Георгиевич, Запрудин Григорий Георгиевич, Зубкова Вера Степановна, фотограф Штыков Николай Ильич, художник Пономарев Николай Алексеевич. Среди учебных групп был объявлен конкурс по сбору и оформлению материалов о выпускниках.
В 1983 г. после сдачи в эксплуатацию нового бытового корпуса музей переехал в освободившееся большое помещение бывшей библиотеки.
Преподаватель технической механики (1950-1980 гг.) Вера Степановна Зубкова подготовила фотодокументы на стенд о выпускнике 1941 г., Герое социалистического труда В.Н. Краюхине и оформила фотоальбом «Газета «Вперед» о совхозе-техникуме» из собранных С.А. Неволиным газетных материалов за 1960-1980 гг.
В 1980-е годы в учебную программу техникума был введен курс «Общественно-политическая практика», одним из заданий этого курса был сбор и оформление материалов о выпускниках техникума. Таким образом, студенты собрали материалы о выпускнике 1941 г., Заслуженном агрономе РСФСР Титове Владимире Александровиче; выпускнице 1953 г, депутате Верховного Совета РСФСР Курмановой Любови Александровне; о выпускнике 1955 г. Герое Социалистического Труда; депутате Верховного Совета СССР Аплаеве Петре Николаевиче; о выпускнике 1957 г., Заслуженном агрономе РСФСР Михрякове Николае Васильевиче, работавшем в совхозе «Ключиковский» директором.
Выпускник 1929 г., Заслуженный агроном РСФСР Иван Андриянович Долгодворов предоставил музею ряд фотоальбомов, один из них «Комсомольцы сельскохозяйственного техникума 1920-х годов».
Подробнее: Музей агроколледжа: как начинался?