Приобщаясь к прекрасному
3 ноября в Красноуфимском краеведческом музее впервые была проведена акция «Ночь искусств». Предпосылки для проведения мероприятия были: ровно год назад по инициативе Министерства культуры Российской Федерации была организована первая в России акция «Ночь искусств» в Москве, Санкт-Петербурге. В 2014 г. крупномасштабная акция прошла по всей России - Свердловская область не стала исключением. Акция проходила в рамках празднования Дня Народного Единства.
Приобщалась к прекрасному и часть команды юных журналистов Красноуфимска «Открытый мир»: Кузьмина Дарья, Варенцова Дарья, Нарзиева Сабина, Лазарев Максим,а так же с нами был большой знаток и любитель истории города –Людмила Геннадьевна Корышева (бабушка Сабины). Свою «экскурсию» мы начали с «золотой середины» - 2 этажа. Именно здесь сейчас проходит выставка талантливого красноуфимского художника Николаева Евгения Ивановича. Экспозиция его картин состоит из нескольких серий: «Суздальские мотивы», «Волжские мотивы», «На Чусовой» и «Малая Родина».К нашей огромной радости около своих работ мы застали и самого художника, который не отказал нам в общении. Ребята внимательно слушали рассказы о том, как он пишет картины: всегда с натуры. Даже в этом ответственном отношении к труду можно угадать в нём большого профессионала,поскольку сегодня мало художников работает на улице. Практически во всех сферах деятельности человек пытается упростить себе работу. Сам он признаётся, что его творчество целиком и полностью направлено на людей, создано для народа, поэтому он вкладывает в него всю свою душу.
Любит Евгений Иванович и путешествовать по нашему богатому на красоты краю. Например, сезон 2013-2014 запомнился ему сплавом на плотах по реке Чусовой с художниками Урала. Картины Евгения Ивановича – прекрасные, светлые, родные, потому что каждая из них о близком: здесь можно угадать знакомую калитку, здание, лесок, полянку. Гуляя около его работ не раз слышала восклицание: «Какой у нас красивый край!». Евгений Иванович своими работами смог передать, как прекрасен мир, в котором мы живём и это, наверное, талант. Ведь художник не рисует себя на холсте, но он проявляется весь в своейработе: какие темы отражены на полотне, как он видит то или иное событие, на чём старается акцентировать внимание, как отражает определенную философию, чувства – говорит о многом. В общей сложности именно это и формирует некий культурный пласт нашей будущей истории. Ведь искусство –образное осмысление действительности. Каждый художник по своему объяснил бы ту цель, которую он преследует своим творчеством. Но одно можно сказать наверняка: есть в искусстве какая-то вечная ценность и вечный смысл, независимый от тех временных целей, которые ставились ему различными историческими эпохами.«Искусство, - говорил Л. Толстой, - есть одно из средств общения людей между собой».Подобно тому, как путём языка люди передают друг другу свои мысли, так искусством они передают друг другу свои чувства, вырывая людей из условий материальной, физической жизни и перенося в мир духовных ценностей. Картины наших художников – прямое тому подтверждение.
Идём дальше. Ребята, время от времени, замирают около диорам, особенно около совсем еще новой, где изображен Желтый камень. Кстати, создание диорам -огромный труд, где помимо художественных умений необходимо обладать еще и многими другими знаниями. Все они выполнены другим нашим талантливейшим Красноуфимским художником - Кузнецовым Андреем Вениаминовичем, а сам «творец»,в момент нашего осмотра не разгибаясь, сидел в толпе посетителей и учил детей рисовать маслом зимний пейзаж: избушку, ёлочку, снег, ночь. Помогал проводить мастер-класс участник творческого объединения художников города «Арт-Яр» Сергей Викторович Угринов.Их мастер-классы неизменно пользуются популярностью, ведь около больших художников и дети чувствуют в себе большой потенциал.
Подробнее: Приобщаясь к прекрасномуБиолог
Много замечательных людей рождала Красноуфимская земля. Известный ученый-биолог, доктор биологических наук, талантливый педагог Елена Григорьевна Минина - одна из них.
Елена Григорьевна была автором приоритетных работ по полу растений, ведущим специалистом по древесным растениям, хвойным и лиственным, занималась вопросами гравитационной биологии и экологии. Под ее руководством защищались кандидатские и докторские диссертации. Елена Григорьевна была добрым, скромным, деликатным и интеллигентным человеком. Ее отличала большая, страстная любовь к своей профессии, глубокие знания и широта эрудиции, научная смелость и высокая работоспособность. Ей была дана нелегкая судьба настоящего ученого-биолога, и Елена Григорьевна сумела выстоять, прожив долгую творческую жизнь.
Елена Григорьевна родилась 24 апреля 1903 года в семье медицинских работников. Ее отец был фельдшером в земской больнице, мать работала там акушеркой. Елена начинала учебу в женской гимназии, а закончила из-за постреволюционных реорганизаций учебных заведений единую трудовую школу второй ступени. Эта школа начала свою работу в здании бывшего промышленного училища. Елена Григорьевна была творчески одаренным человеком. Она прекрасно играла на рояле, рисовала, писала стихи. Среди ее друзей были Семен Михайлович Третьяков, впоследствии известный селекционер, директор селекционной станции в Адлере, Павел Николаевич Рябов, ставший известным художником. Коренные красноуфимцы, они сохранили дружбу, когда уехали из родного города.
В 1922 году Елена поступает на агрономический факультет Пермского университета, окончив который, впоследствии всю жизнь посвящает науке. На это, несомненно, повлияли и два выдающихся специалиста по физиологии растений, профессора Николай Александрович Максимов и Дмитрий Анатольевич Сабинин (ставший позднее ее мужем). Именно в период обучения в университете и аспирантуре Елена Григорьевна начала проявлять интерес к процессам развития растений. Пройдя школу у таких методистов, как А. А. Рихтер и Д. Н. Прянишников, Елена Григорьевна сформировала свой научный стиль, который она передала своим ученикам. Сильный научный импульс получила она при работе со своим мужем Д. А. Сабининым. Развитие половых признаков травянистых и древесных растений осталось основным направлением работ ученого.
Но активная научная работа была прервана с началом Великой Отечественной войны. В 1941-1942 годах Елена Григорьевна, мать уже троих детей, жила в Красноуфимске и работала агрономом-качественником в конторе "Сортсемовощ".
Подробнее: БиологБыло у отца четверо сыновей
На заметку в газете «Вперед» «Известные люди города» от 9 февраля 2006 года о главном строителе кирпичных зданий государственного значения в городе Красноуфимске и Красноуфимском уезде (в том числе храма Александра Невского и здания школы № 1) - Малькове Фадее Николаевиче - отозвалась правнучка его брата Игнатия Николаевича - Савенкова Алевтина Александровна. Она и поведала историю семьи по линии Игнатия Николаевича.
Всего братьев было четверо — старший Фадей, Игнатий, Андрей и Тит. Все работали каменщиками.
Сохранились у Алевтины Александровны родовые семейные фотографии 1913 года известного в начале века красноуфимского фотографа И. Стулова. Рассказала она и некоторые факты о самом Фадее Николаевиче.
После завершения строительства собора Александра Невского Фадея Николаевича вызвали в Санкт-Петербург и предложили остаться, но он вернулся в Красноуфимск. Здесь его знали и уважали, все с ним здоровались. Ездил он на санях и без шапки, иначе ее все равно постоянно приходилось бы снимать, отвечая на приветствия горожан. Был он человеком добрым и порядочным. Когда одна из работниц, неся носилки с раствором по сходням, упала со второго этажа, Фадей Николаевич помогал ей и ее семье.
Умер он 17 октября 1915 года, а его жена Екатерина Михайловна — 15 мая 1931 года. До сих пор, как семейную реликвию, бережно хранит Алевтина Александровна старинную вазу с чеканкой на ней: «От М.Ф. 1907. на 10 лет», подаренную им, как предполагает она, дочери брата Андрея — Анастасии, которой в 1907 году исполнилось 10 лет. Умерла Анастасия Андреевна Попова (по мужу) 16 декабря 1966 года.
В Красноуфимске живет дочь Анастасии — Алевтина Анисифоровна Зотова.
Об Игнатии сведений сохранилось немного. Умер он в 1943 году в возрасте 92 лет. Даже зубы у него были все целые, потому как сахар не употреблял вовсе. Были у него 3 сына и дочь Мария Игнатьевна, по мужу Урванцева.
Подробнее: Было у отца четверо сыновейKTУ-13 имени Ю. А. Гагарина
Учащиеся и работники Красноуфимского технического училища - 13 в апреле 1961 года собрались на общее собрание, посвященное историческому полету в космос гражданина СССР, воспитанника системы профтехобразования, летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина и решили обратиться в исполком городского Совета с просьбой о присвоении учебному заведению имени Ю.А. Гагарина. 19 апреля 1961 года исполком удовлетворил просьбу коллектива, и училищу было присвоено почетное звание.
Знают ли об этом историческом факте выпускники ныне КПУ-97? Ведь именно это учебное заведение с 1955 года по 1963 год именовалось Красноуфимским техническим училищем № 13.
Наталья Степанова, директор госархива в г. Красноуфимске
//Вперед. - 2006 - 13 апр . -С. 2
Деревенька моя
Деревня Зауфа раскинулась вдоль извилистого берега реки Уфы. Красивые места: лес, горы, деревянные дома. Первоначальное название пошло с ул. Луговой - Зауфа, которая заселилась одновременно с Сараной.
Лет через 50 люди стали заселяться вдоль реки на горке, эту улицу назвали «Прилавком» (позже ул. Кирова), а продолжение ее за поворотом реки называли «Баталовка», т.к. здесь проживали в основном Баталовы. Прилавок и Баталовка заселились одновременно. Первые жители Прилавка - саранинцы. Их стали называть самосудами, было их где-то 14 семей. Семьи были большие, в каждой по 6-8 детей, в основном мужского пола.
Здесь росли когда-то березы, сосны, пихты, ели и даже 2 лиственницы. Березы, росшие в низовье, потом срубили на дрова. Вблизи обжитых мест деревья выкорчевывали под пашни и огороды. Правда, одна сосна и ель до сих пор стоят. Мастеровых особо не было. Дмитриевы гнали смолу и выжигали известь, Журавлевы занимались пчеловодством. Некоторые работали от Натальинского стеклозавода — одни копали песок и глину, другие возили их на лошадях, до 1 тонны на возу. Глина была разная, цветная — белая, голубая, зеленая, желтая. Деревенские жители брали ее на краску.
Основная часть населения занималась земледелием. Земель было мало, да и те каменистые. Потихоньку в ложбинах, где лесу было меньше, его вырубали, выкорчевывали, расширяли свои участки. Сеяли рожь, пшеницу, овес, вику с овсом, гречу, ячмень, репу, коноплю и лен, из которого потом брали семя на масло, а волокно — на пряжу. Ткали хорошие льняные цветные ткани, пряжа похуже шла на мешковину. Из конопляного волокна в основном делали мешковину и вили веревки. А осенью и в зимнее время обмолачивали вручную молотилами (палка с цепью длиной 1 метр). Несколько человек били цепями по снопу.
Когда началась коллективизация, пришлось все сдать в колхоз: коней, телеги, плуги, молотилки. Сначала обобществили 4 больших двора. В сараях устроили конный двор. А для коров сделали ферму, развели коров, телят, свиней, овец. Затем обустроили. Потихоньку стали приобретать тракторы и современные молотилки. Появились своя мельница и лесопилка, для их работы был установлен паровой котел. Хозяйство разрасталось. Построили конный двор, курятник, контору, клуб, появилась пожарная машина с бочкой и лошадью.
Подробнее: Деревенька моя