О военных госпиталях Красноуфимска
Ни в одной армии мира, ни в одной войне не было столько заботы о раненых, как в Советской армии во время Великой Отечественной войны.
Забота о раненых была делом всего народа. Коллективы предприятий, учреждений, колхозов и совхозов, учебных заведений брали шефство над госпиталями, участвовали в их оборудовании, заготовке топлива, ремонте помещений. Общественные организации шефских предприятий и учреждений оборудовали в госпиталях библиотеки, организовывали концерты, лекции, демонстрации кинофильмов. Внимание и теплота, которыми были окружены раненые, поднимали их настроение, помогали выздороветь.
Советская медицина одержала огромную победу в Великой Отечественной войне. Она вернула в строй более 70% раненых и больных воинов. Важнейший вклад в эту победу был внесен активной добровольческой помощью народа.
Большое участие в деле помощи раненым бойцам Красной Армии оказали и военные госпитали Свердловской области. Их насчитывалось 112.
На территории Красноуфимска в годы войны располагалось три эвакуационных госпиталя, рассчитанных на 200-2000 коек.
Подробнее: О военных госпиталях КрасноуфимскаВ. И. Даль о красноуфимском наречии
В.И. Даль (1801-1872 гг.) известен как писатель, этнограф, автор литературных произведений под псевдонимом "Казак Луганский" и главной книги своей жизни - "Толкового словаря живого великорусского языка", состоящего почти из 200 тысяч слов, большинство из которых не фигурировало до этого ни в одном из существующих словарей.
В предисловии к "Толковому словарю..." автор пишет, в частности, и о местных говорах: "Пермская губерния по наречию западною частью своею вполне принадлежит Вятке, северною - сближается с Архангельском (по рекам Колее, Вишере), южною - к смеси северного и восточного говоров. Северное наречие, или новгородское, ильменское, верхнерусское, господствует на севере от Москвы. К новгородскому наречию надо отнести Новгород, Тверь, Псков, Питер, Олонец, Архангельск, Вологду, отчасти Кострому и даже нижегородское Заволжье, Вятку и Пермь".
Самое любопытное, что в пермском говоре В.И.Даль выделяет местные наречия. "В Красноуфимске (выделено редакцией) говорят "цярь, овчя, конниця, кольце, полотенце, мидь, медвидь, съисть, систь, стрилять; "ч" вместо "ц", двоякое "ш" вместо "щ", иногда "с" вместо "ц": кольецко, крешшенье, улиса, ты кидашша, домогашша; здесь говорят "рублёв", "конёв", свадьей, судьбей"; здесь - "ходют, ездют" идаже "купют"; иногда слышно "отдай рукам, пить чаша, надеть шуба, рубить капуста" Это старина и притом - новгородская".
Откуда мог знать В.И.Даль о красноуфимском наречии?
Во-первых, в 1833-1844 годах Даль являлся чиновником особых поручений при оренбуржском военном губернаторе в чине коллежского асессора. При путешествии А.С. Пушкина по местам пугачевских событий он сопровождает поэта. 19 сентября 1833 года Даль и Пушкин ехали в Бердскую слободу, бывшую Пугачевскую ставку; затем их путь пролегал по правому берегу Урала - через крепости и станицы Чернореченскую, Татищеву, Нижне-Озерскую, Рассыпную, Илецкий городок.
Подробнее: В. И. Даль о красноуфимском наречииМаяковский в Красноуфимске
«Мне необходимо ездить. Общение с живыми вещами почти замещает мне чтение книг», - таков был девиз поэта В.В. Маяковского в 20-ые годы - время грандиозных преобразований в стране.
У П.И. Лавуты, организатора поездок поэта по стране, есть книга «Маяковский ездит по Союзу» (Москва, 1969 г.), в ней отражены все важнейшие поездки. «Самый северный город, куда я ездил, - это был Ярославль. Пора двинуться на Урал и в Сибирь», - говорил Маяковский в 1927 году. Эта поездка чуть не сорвалась. Вот как вспоминает Лавут: «Мы условились встретиться на Казанском вокзале... Буквально в последние секунды я увидел, как, размахивая двумя чемоданами, он мчится со всех ног и вскакивает в вагон в тот самый момент, когда раздался прощальный паровозный гудок».
На пути была остановка в Казани. «Казань не подвела - все пришли, -радовался Владимир Владимирович.
- А как здорово слушали поэму!» (Маяковский читал отрывки из поэмы «Хорошо!» - примечание П.И. Лавута).
Поезда ходили тогда с такой скоростью: «Едем точно по расписанию, 14 километров в час».
При дальнейшей поездке от Казани до Свердловска был такой случай: «Снова поезд. Маяковский сомневался - наш ли это вагон:
- Впервые встречаю такой вагон. Почему нет закрытых купе? Он как жесткий, но - мягкий.
Проводник объясняет, что вагон очень старый, таких по всей стране осталось несколько».
Была остановка у нас в городе: «Ночью - станция Красноуфимск. Перед сном Маяковский решил прогуляться но перрону. Мороз трескучий.
Подробнее: Маяковский в КрасноуфимскеПушкин о Красноуфимске
В 30-е годы 19-го столетия Александр Сергеевич Пушкин глубоко изучал проблему крестьянских восстаний. Рамки работы над романом «Дубровский» не давали возможности поставить ее на должном уровне. Это было сделано им в «Капитанской дочке» и в историческом романе «История Пугачева».
А.С. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» в январе 1833 года. А уже 25 марта приступил к написанию первой главы. И очень быстро - 25 мая - закончил первую, черновую, редакцию рукописи.
В процессе работы Пушкин общался не только с очевидцами событий, он счел необходимым побывать на местах сражений. Между 2 и 23 сентября он совершил поездку в Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, где опрашивал старожилов, записывая их рассказы в дорожную записную книжку, а также работал в архивах.
«Здесь (в Симбирске - прим. авт.) я возился со стариками, современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал, и очень доволен, что не напрасно посетил эту страну, - писал он Н.Н. Пушкиной 8 сентября. «Насилу доехал до Оренбурга... завтра еду к яицким казакам», - это из письма жене от 19 сентября. «В деревне Бреде, где Пугачев простоял 6 месяцев, имел я удачу: нашел 75-летнюю казачку, которая помнит это время...» - из письма от 2 октября.
Скорее всего в ходе изучения архивных документов А.С. Пушкин натолкнулся на название бывшей крепостцы, которая оказалась втянутой в бурный водоворот крестьянской войны, известной под названием «пугачевщина». Вот как он писал: «Пугачев, отраженный от Кунгура майором Поповым, двинулся было к Екатеринбургу, но, узнав о войсках там находившихся, обратился к Красноуфимску» (ПСС, 1981 г., т. 10, стр. 61).
Так под пером великого поэта и писателя впервые появилось название нашего городка-крепости. Впрочем, изучая его труды, я насчитал 6 упоминаний о Красноуфимске. Вот как звучат еще два: «11 июня Попов, узнав, что Пугачев находится близ Красноуфимска, пошел туда, в 8 верстах (в районе села Александровского - прим. авт.) был атакован, ретировался в Кунгур» (ПСС, т. 9. стр. 656). И далее читаем: «Пугачев, свободный от погони, пошел в Красноуфимск. И, встретя идущего на него из Кунгура гарнизонного полковника Попова с 400 рекрутами, и мужиков 400, с четырьмя пушками, атаковал его и преследовал 20 верст до самого Кунгура. Но Попов, выстроясь в каре, отстреливался, и 13-го возвратился. Пугачев пошел на Иргинский и Уинский заводы» (там же, стр. 663).
Так великий Пушкин вписал Красноуфимск в российскую историю.
Валерий ГАНЬКИН, краевед. г. Красноуфимск
Ганькин В. Пушкин о Красноуфимске/ В. Ганькин// Знак вопроса. - Красноуфимск, 2003. - N 6. - С. 4.
"Зигзаги" Сибирского тракта
В конце 17 - начале 18 веков в Российской империи сложились три главнейших тракта: Москва – Клин – Тиверь - Торжок, Вышний Волочек - Валдай - Тиула - Плавск -Мценск - Орел - Курск - Белгород, Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Ижевск - Пермь - Кунгур -Екатеринбург - Тюмень - Тобольск и далее.
Приведенный последний тракт получил название Московско-Сибирского. Его именовали в обиходе и кандальным, и тюремным, и каторжным. И в каждом из этих названий была отражена та тяжелая «обязанность», которую долгие годы несла эта знаменитая дорога. Она к тому же была самой длинной дорогой в мире, которая представляла собой единственный почтовый и торговый путь, связывающий зауральские пространства и центр России.
В 1998 году отмечалось 400-летие города Верхотурья. Дело в том, что в конце 16 века, в 1597 году, была открыта новая прямая дорога, сократившая путь в Сибирь, соединившая Солькамскую с течением Туры, в верховьях которой в 1598 году и был основан город. Он стал важнейшим транзитным пунктом. Здесь 4 века была устроена таможня, через которую шла торговля Европейской России с Сибирью.
В Петровскую эпоху на Урале возникает целый ряд заводских поселений, усиливается дальнейшая колонизация этого края. С возникновением Екатеринбурга в 1723 году возрастает значение так называемой старой Казанской дороги, которая выпрямилась и пошла с Екатеринбурга на Ушкинскую слободу, Бисерть, а оттуда на Кунгур, Егошинский завод (Пермь) и Казань. (Из материалов Д. Губанова).
Известно, что самый южный вариант Сибирского тракта по маршруту Кунгур - Суксун - Златоустовское - Быково - Ачит - Афанасьевское - Кленовское - Бисерть - Киргишаны был открыт в 1783 году.
До этого эта дорога была малоустроена, почти безлюдна. К тому же Высочайшие указы от 1753 и 1758 годов грозили конфискацией всего груза тех, кто избегал Верхотурской таможни. Эту дорогу сначала использовали для курьерской связи, а с 1754 года стали возить почту. В 1763 году таможня на Бабиновской дороге упраздняется. (Из материалов Л. С. Зеленцова).
Возрастает значение дороги по указанному маршруту. Безопасность городских поселений, жителей острожков защищает целая система крепостей, которые возникли в 50-е годы 18 столетья; Кленовская и Грибовская - в 1723 году, Киргишанская - в 1734 году, Ачитская и Бисертская (в с. Афанасьевске) - в 1735 году. (Из материалов А. Барабанова).
Подробнее: "Зигзаги" Сибирского тракта